Еще раз о прошедшем юбилее | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Еще раз о прошедшем юбилее

Исполнилось 50 лет со дня образования Московской железной дороги. Это крупнейшее транспортное предприятие страны, ориентированное на самый высокий уровень обслуживания населения. Дорога славится многими делами и традициями, у коллектива магистрали — высокая репутация новатора. Здесь родились многие инициативы, применение которых помогало наращивать объемы перевозок, снижать их себестоимость, лучше использовать технику. Передовые методы труда коллектива Московской дороги были взяты на вооружение на многих других магистралях.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Указ об учреждении Главного общества российских железных дорог для постройки и эксплуатации первой сети длиной 4 тысяч верст был издан 26 января 1857 года. Во второй половине XIX века в центральном регионе России началось массовое развитие и строительство железных дорог — почти одновременно строились Московско-Нижегородская, Московско-Рязанская, Московско-Курская, Московско-Ярославская, Рязанско-Козловская, Орловско-Витебская, Курско-Киевская, Московско-Смоленская и другие. Географическое положение столицы и ее давние экономические связи со многими регионами страны определили пересечение в ней главнейших железнодорожных линий. Таким образом, Московская железная дорога в 2009 году отметила 148 лет со дня основания первых стальных магистралей в столице России. Первой из них была Московско-Нижегородская железная дорога, которая связывала с Москвой и Санкт-Петербургом крупнейший экономический центр Нижний Новгород и Волгу, главную водную магистраль страны. Длительное время перед правительством ставился вопрос о сооружении железной дороги, связывающей центр страны и ее столицу с Черным морем. Наконец, 21 мая 1864 года Александр II подписал повеление о строительстве за счет государства Южной дороги. Сооружение участка дороги до Орла началось летом того же года, а до Курска — в мае 1866-го. 17 сентября 1868 года открылось движение от Москвы до Курска. В 70-х годах XIX века Москва превратилась в главный железнодорожный узел России. По темпам строительства железных дорог Россия обогнала все западноевропейские страны. К началу двадцатого столетия протяженность железных дорог страны выросла до 51,1 тысячи верст. После сооружения Московской Окружной дороги наступил новый этап в развитии Московского железнодорожного узла. В 1914 году в узле сходилось девять магистральных дорог, имелось 19 соединительных ветвей и 36 сообщений между магистральными дорогами. Однако новый отсчет времени начался с 1959 года, когда несколько дорог были объединены в одну крупную магистраль, которая стала носить название Московская.
ЛЮДИ — ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО
Начальник Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» Владимир Старостенко говорит: «Историю, как известно, делают люди, а история нашей дороги написана героическим трудом железнодорожников. Принято говорить, что они — люди особенные. Это справедливо. Ведь ритм стальных магистралей поглощает целиком, формирует образ жизни и судьбу человека, который не мыслит себя вне дороги. Так было всегда, и именно люди — основной резерв, потенциал, главное богатство дороги». В депо Москва-Сортировочная в1930 годы начала работать первая женщина-машинист Зинаида Троицкая. Когда ей позволили самостоятельно водить сначала маневровый, потом поездной локомотив, она лелеяла мечту сделать свой паровоз женским. И ей удалось добиться этого. Позже Троицкая получила специальность инженера-механика. Она была заместителем начальника депо Москва-Сортировочная, начальником отделения, начальником Московской окружной дороги. В 60-е годы машинист В. Моисеев на электровозе ВЛ22 доказал, что вождение тяжеловесных составов электровозами возможно. Эксперименты шли на участке Ожерелье-Москва сначала с весом поезда 4 тысячи тонн, а потом и 4,5 тысячи тонн. В 1979-м на станции Рыбное был сформирован и успешно проведен по участку до Перово поезд весом более десяти тысяч тонн с постановкой локомотивов в голову и хвост состава. Тем самым на практике была доказана возможность регулярного пропуска по линии поездов — сверхтяжеловесов. Именно здесь зародился «Великий почин». 1919 год вошел в историю страны как год рождения такой специфической формы труда, как коммунистические субботники. Инициаторами и организаторами их стали работники Московско-Казанской дороги.
ПЕРВЫЕ В РОССИИ
МЖД принадлежит первенство во многих достижениях. Так, одним из старейших является хозяйство электроснабжения Московской дороги, ведь первый электропоезд от Москвы до Мытищ проследовал еще в 1929 году. В ходе увеличения темпов электрификации назрела необходимость в пересмотре действовавшей системы энергообеспечения железных дорог на постоянном токе, и в сжатые сроки была создана новая, более экономичная система энергообеспечения на переменном токе. В 1954-м на электрифицированном участке Москва-Раменское появилась первая телеустановка, с помощью которой энергодиспетчер мог управлять оборудованием четырех тяговых подстанций и трех постов секционирования. На станции Москва-Пассажирская-Курская в 1949 году была впервые на сети дорог построена маршрутно-релейная централизация. Затем она появилась в Курске, Брянске, Ряжске, на других станциях, что позволило резко повысить пропускную способность горловин станций, улучшить безопасность движения, заменить ручной труд многих стрелочников. А с 1953 года на Московско-Рязанской и других дорогах началось оборудование переездов шлагбаумами с автоматической сигнализацией. Самое большое в стране РЭД (ремонтно-экипировочное депо) — на станции Москва-Киевская введено в эксплуатацию в 2000 году, а первая в стране линия скоростного интермодального сообщения «Павелецкий вокзал — аэропорт Домодедово», связавшая центр столицы и международный авиатерминал, была запущена на Московской железной дороге в августе 2002-го. «Временной фактор», позволяющий быстро добираться до аэропортов, и предоставление дополнительных услуг для пассажиров были главными при создании скоростных транспортных систем. В 2006 году маршрут аэроэкспрессов из аэропорта Домодедово продлен через станцию Москва-Каланчевская, а позднее — до Курского и Белорусского вокзалов. Теперь авиапассажир с любого из восьми Московских вокзалов может доехать до аэропорта и обратно. И количество воспользовавшихся этим видом транспорта москвичей и гостей города значительно увеличилось. С 2004 года на столичной магистрали действует еще одна интермодальная система: Киевский вокзал-аэропорт Внуково. В конце 2008-го на Московской дороге начата опытная эксплуатация газотурбовоза. Это самый мощный в мире уникальный локомотив, работающей на природном сжиженном газе. На испытательном полигоне в Щербинке вес поезда с газотурбовозом был доведен до 15 тыс. тонн. В том же году на Ярославском направлении Московской железной дороги развернут опытный полигон спутникового мониторинга ГЛОНАСС, с помощью которого в центре диспетчерского контроля отслеживается перемещение до 65 электропоездов. При переходе на скоростное движение и повышении плотности транспортные потоки должны быть отслежены в полном объеме. Для этого необходима такая инновационная технология, ГЛОНАСС. На Московской железной дороге проводится опытная эксплуатация единственного на сети железных дорог России универсального диагностического комплекса «Интеграл», выполняющего контрольные функции целого ряда машин. Вся информация высвечивается на мониторе и сохраняется в памяти компьютера. Позже она детально изучается, а для принятия экстренных мер данные из диагностического комплекса незамедлительно передаются соответствующим службам. «Интеграл» — единственный универсальный комплекс на сети железных дорог страны. Применение «Интеграла» способствует улучшению качества пути, а это — основа безопасности движения поездов.
СИСТЕМА «ЭКСПРЕСС»
В 1964 году на Московском узле началась разработка принципиально новой технологической системы автоматизации билетно-кассовых операций, базирующейся на применении вычислительной техники, — системы «Экспресс-1», работающей в реальном режиме времени. Через восемь лет система начала функционировать. На первых порах это были только четыре кассы предварительной продажи билетов в Москве, но уже к концу 1973-го была полностью автоматизирована предварительная продажа билетов на все направления во всех транспортных агентствах Москвы, а Киевский вокзал ввел и суточную продажу для своего направления. В феврале 1976-го к системе «Экспресс-1» было подключено уже 400 касс. Для дальнейшего внедрения, развития и обслуживания системы на Московской дороге организовали вычислительный центр «Экспресс». К концу 1980-го, полностью автоматизировали все 600 железнодорожных касс Московского узла, и вся продажа, как предварительная со сроком резервирования 10 суток, так и суточная, велась уже только через систему «Экспресс-1 «. В 1982 году была введена в промышленную эксплуатацию система «Экспресс-2». А к концу 1985-го билеты стали продавать только через систему «Экспресс-2» через 700 терминалов, установленных в кассах Московского узла. В течение 1986 года на автоматизированную продажу были переведены и все станции Московской дороги. К системе было подключено 905 билетных касс, в том числе 101 касса для обслуживания пассажиров на линейных станциях. Затем была автоматизирована продажа билетов в пригородном сообщении, а также по ходу следования дальних поездов в пределах Московской дороги. В 1991 году начали оформлять проездные документы и на международные рейсы.
САМАЯ РАЗВЕТВЛЕННАЯ СЕТЬ
Обеспечение пропуска значительно возросших потоков грузов серьезно затруднялось из-за раздробленности руководства перевозочным процессом. Поэтому постановлением правительства в 1959 году на основе объединения Московско-Курско-Донбасской, Московско-Окружной, Московско-Рязанской дорог и московских отделений Северной, Калининской, Московско-Киевской и Западной дорог была создана единая Московская магистраль. Укрупнение очень скоро показало свои неоспоримые преимущества. Московская объединенная, которую возглавил крупный организатор железнодорожного транспорта Леонид Карпов, стала одной из крупнейших в стране стальных магистралей. В ее состав входило 15 отделений. Был сформирован комплекс из 22 сортировочных станций. Огромные производственные мощности, сосредоточенные на дороге, позволили применить здесь наиболее эффективную систему управления перевозками. С укрупнением она, по существу, пережила свое второе рождение. Экономическая целесообразность создания объединенной магистрали убедительнее всех других доводов подтверждена практикой ее работы. Укрупнение позволило улучшить транспортное обслуживание народного хозяйства региона, более эффективно использовать технику, добиться повышения производительности труда. Московская железная дорога — это 13 тысяч километров путей. Столичная магистраль проходит по территории 14 субъектов Российской Федерации, где находятся семь отделений дороги: Московско-Курское, Московско-Рязанское, Московско-Смоленское, Тульское, Орловско-Курское, Смоленское, Брянское. В районе функционирования дороги проживают около 30 млн. человек — почти пятая часть населения страны. Колоссальный объем пригородных перевозок — существенная особенность Московской железной дороги в ХХ1 веке. По статистике, более половины всех пригородных пассажиров в стране приходится на МЖД. В сутки дорога отправляет 2920 пригородных и 370 пассажирских поездов. Ежедневно электричками пользуются в среднем полтора миллиона человек. Характерная особенность дороги — ее разветвленность. В самом напряженном — Московском железнодорожном узле сходятся 11 радиальных направлений, которые связаны между собой малым кольцом (54 км), большим окружным кольцом (558 км) и многочисленными рокадными линиями. Такой сложной транспортной сети не имеет ни одна дорога ОАО «РЖД». Для справки: На Московской железной дороге сегодня трудится более 90 тысяч человек, из них 20 тысяч — молодежь до 30 лет. Более 23 тысяч работников — с высшим и средним специальным образованием. На учете состоят более 62 тысячи ветеранов. Среди них десять Героев Социалистического труда, один полный кавалер орденов Боевой и два — Трудовой Славы. 1394 ветерана дороги награждены высшей отраслевой наградой — знаком «Почетному железнодорожнику», звание «Почетный ветеран Московской железной дороги» присвоено 361 человеку.
Городские известия (Курск), 25.08.2009


Просторы России (Орловская область)

Железнодорожное сообщение в центральном регионе России существует уже более 150 лет. Однако новый отсчет времени для Московской железной дороги начался с 1959 года, когда несколько дорог были объединены в одну крупную магистраль, которая стала называться Московской.
МЖД сегодня — это высоко оснащенная, динамично развивающаяся магистраль. Свой вклад в развитие компании «Российские железные дороги» вносит каждое из структурных подразделений, а их на дороге более 700. Здесь расположено 611 станций, из них грузовые операции осуществляются на 459.
В самом напряженном регионе — Московском железнодорожном узле — сходятся 11 радиальных направлений. Такой сложной транспортной сети не имеет ни одна дорога ОАО «РЖД».
МЖД — это 13 тысяч км дорог, которые обслуживают более 90 тысяч человек. Почти четверть из них — молодежь в возрасте до 30 лет. Более 23 тысяч человек — с высшим и средним специальным образованием.
На ветеранском учете на Московской железной дороге состоят более 62 тысяч ветеранов (из них 17,5 тыс. — ветераны ВОВ, 3 тыс. — участники боевых действий и 13,2 тыс. — труженики тыла). Среди них десять Героев Социалистического Труда, один — полный кавалер орденов Боевой и два — Трудовой Славы. 1394 ветерана дороги награждены высшей отраслевой наградой — знаком «Почетному железнодорожнику».
С 2002 года, когда на дороге разработано Положение о присвоении звания «Почетный ветеран Московской железной дороги», эту награду получил 361 человек.
Столичная магистраль проходит по территории 14 субъектов Российской Федерации, где находятся семь отделений дороги: Московско-Курское, Московско-Рязанское, Московско-Смоленское, Тульское, Смоленское, Брянское и Орловско-Курское.
В районе функционирования дороги проживают около 30 млн человек — почти пятая часть населения страны.
СТАРОСТЕНКО Владимир Иванович,
начальник Московской железной дороги, филиала ОАО «РЖД»:
— Историю, как известно, делают люди. А история Московской железной дороги написана героическим трудом столичных железнодорожников. Принято говорить, что железнодорожники — люди особенные. Это справедливо. Ведь ритм стальных магистралей поглощает целиком, формирует образ жизни и судьбу человека, который не мыслит себя вне дороги. Так было всегда, и именно люди — основной резерв, потенциал, главное богатство дороги.
От Москвы до Орла и Курска
С появлением и развитием железнодорожных сетей в России встал вопрос о сооружении транспортной сети, связывающей центр страны с Черным морем.
21 мая 1864 года император России Александр II подписал повеление о строительстве за счет государства Южной дороги от Москвы до Орла. Сооружение дороги до Орла началось летом 1864 года и от Курска — в мае 1866 года.
Движение по всей дороге от Москвы до Орла и Курска открылось 17 сентября 1868 года.
Из истории МЖД
В 1861 году было открыто движение поездов из Москвы до Петушков, а 13 августа 1862 года из Москвы до Нижнего Новгорода был отправлен первый поезд с пассажирами и грузами для открывшейся Нижегородской ярмарки.
В 1862 году началось движение поездов до Сергиева Посада.
В 1862 — 1865 годах построена линия на Рязань.
В 1866 — 1868 годах строится линия Серпухов — Тула — Орёл — Курск.
С 1870 году построена линия на Александров и на Смоленск.
В 1880 году протяженность железнодорожных линий, входящих ныне в структуру МЖД, превысила 2000 км.
В 1899 году построена линия Москва — Сухиничи — Брянск.
В 1900 году построена линия на Савёлово.
В 1901-м построена линия на Шаховскую.
В 1908 году было построено Малое кольцо (Окружная железная дорога) протяженностью 54 км.
В 1912-м построена линия на Черусти.
В 1929 году на Московской дороге электрифицируется первый участок: Москва — Мытищи.
С 1943 по 1960 год построено Большое окружное кольцо протяженностью 558 км.
В 1959 году образована современная Московская железная дорога в результате объединения шести железных дорог: Московско-Рязанской, Московско-Курско-Донбасской, Московско-Окружной, Московско-Киевской, Калининской и Северной.
В 2005 году дорога преобразована из самостоятельного предприятия в филиал ОАО «РЖД».
Кроме того, на МЖД прошел первый в России коммунистический субботник (1919 г.), была организована первая маршрутно-релейная централизация (1949 г.), появилась первая в стране железнодорожная телеустановка и шлагбаумы с автоматической сигнализацией, впервые была введена система экспресс-поездов (1964 г.), появилась автоматическая система контроля и учета пассажиров электропоездов (1999 г.) и восстановлено самое большое количество исторических станций.
Уже в новом веке на МЖД появились первые в стране линии интермодального сообщения (2002 г.), скоростные электрички (2004 г.), начали ходить первые детские поезда и фирменные поезда с детскими купе, впервые применена в контроле за железнодорожными перевозками система спутникового мониторинга ГЛОНАСС (2008 г.), появился Интернет в фирменном поезде «Полярная звезда» и многое другое.


Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Октябрь 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Ноя »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
В благодарность за труды