Что принесут людям пригородные компании | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Что принесут людям пригородные компании

Московский комсомолец
13.10.2010
Денежки — ту-ту!
Ольга Власова
Железнодорожники хотят скинуть свой груз на местные власти
Впрочем, это единственная приятная новость от мастеров стальных магистралей на этой неделе. Прочие заставляют серьезно задуматься, чтобы после продолжительного раздумья пересчитать содержимое своего кошелька.
Ведь уже в следующем году стоимость билетов на электрички в Московском регионе может повыситься в полтора раза. С таким сообщением на днях выступил начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Верховых. На этот шаг железнодорожники будут вынуждены пойти не от хорошей жизни. По версии компании, пригородные перевозки уже принесли ей 34 млрд. рублей убытков в текущем году. В 2011 году их будет больше — порядка 40 млрд. рублей.
Если сейчас в столичном регионе стоимость проезда в одной зоне составляет 16 с половиной рублей, то с нового года, по словам начальника департамента, та же поездка подорожает до 25 рублей.
Напомним, что это не первая попытка железнодорожников задрать «выше крыши» цены на билеты в обычных электричках. Зимой этого года неоправданно высокий тариф привел к массовому возмущению пассажиров, которым поездки оказались не по карману. Проблему и возникшую вместе с нею социальную напряженность пришлось снимать региональным властям. Железнодорожникам перечислили энную сумму бюджетных денег в виде компенсации предстоящих убытков. В итоге цены на билеты были снижены.
Сейчас, похоже, пассажиров подмосковных электричек снова хотят заставить наступить на те же самые грабли.
По традиции на отечественных железных дорогах пассажирские перевозки, в том числе пригородные, всегда являлись убыточными. Однако отказаться от такого популярного вида транспорта, как электричка, который к тому же является социально важным, нельзя по определению. Еще с незапамятных советских времен убытки от пассажирских перевозок покрывались за счет повышения тарифов на грузоперевозки. Теперь железные дороги готовятся полностью отказаться от так называемого «перекрестного субсидирования» и переложить заботу о социально приемлемых ценах на пригородные перевозки на региональную власть и соответствующие бюджеты. В условиях кризиса такая нагрузка может оказаться для них неподъемной.
Между тем, как показал недавний опрос ВЦИОМ, 14% опрошенных жителей Подмосковья сказали, что в случае резкого взлета цен выйдут на митинги и протесты, 13% — перестанут покупать билеты, 16% — откажутся от данного вида транспорта, а 35% будут платить сколько надо. Сейчас 61% жителей Московской области считает, что на электричках ездить быстрее, чем на автобусах, а 21% опрошенных заявляет, что электричка дешевле.

Российская газета
12.10.2010
Электричка взаймы
Татьяна Игорева
До конца года все регионы должны создать пригородные компании
В этом году убытки железнодорожников от пригородных сообщений могут вырасти до 33 миллиардов рублей. По принятым нормам, РЖД должно получить компенсации из региональных бюджетов. В прошлом году их размер не превысил 10 процентов.
Уже в следующем году все убытки полностью лягут на плечи регионов. У железнодорожников уже не будет права перекрестного субсидирования пригородного сообщения за счет грузового. Однако россияне, как показал недавний опрос ВЦИОМ, до сих пор считают, что пригородное сообщение полностью лежит на железнодорожниках. То есть они не разделяют роль перевозчика и обязанности региональных властей по формированию транспортного заказа. К такому выводу пришли эксперты, изучив результаты социологического опроса «Можно ли заменить электричку? Пассажиры — о перспективах отмены пригородного сообщения». Цель исследования — выяснить, как новые правила финансирования пригородных перевозок могут отразиться на ситуации в отрасли.
Когда регионы полностью ответственны за пригородные перевозки, считает абсолютное большинство опрошенных, цены на билеты серьезно увеличатся. Но это, похоже, не поможет поправить финансовое положение в этом секторе. Сейчас, только по официальной статистике, число «зайцев» составляет 50 процентов. Поэтому выручка от перевозки не дотягивает даже до сумм на покрытие расходов на энергоресурсы и зарплату железнодорожникам. Резкий рост тарифов на пригородный транспорт приведет к существенному росту «зайцев». Например, как показал опрос, перестанут покупать билеты 13 процентов жителей Подмосковья. В Ленобласти таковых окажется 23 процента, в Свердловской — 24 процента, в Новосибирской — 18 процентов. До 56 процентов опрошенных считают, что люди станут реже пользоваться пригородными электричками. О митингах и протестах в этом случае говорят 14 процентов жителей Подмосковья, 23 процента — Ленобласти, 28 процентов — Свердловской области.
Такие итоги опроса в принципе были ожидаемы. В нашей стране электричка — значимый социальный транспорт. Порой единственный способ вовремя успеть на работу или в школу — сесть на электричку, которая пришла по расписанию. Это подтверждают и сами респонденты. В Московской области, например, пригородными электричками каждый день пользуются 15 процентов опрошенных, а 12 процентов — каждый рабочий день. Принцип скорости важен для измученных автомобильными пробками москвичей: 61 процент опрошенных сказали, что на «электричке быстрее». В Новосибирской области 39 процентов опрошенных жителей указали, что иначе до места назначения не добраться.
Кстати, во всех странах, в том числе в Европе, пригород финансируется из бюджета и не является коммерческим. Идет активное развитие пригородных компаний, а от идеи получить прибыль от электричек там уже отказались, констатировали эксперты. Россия пошла своим путем. И теперь все будет зависеть от того, как регионы организуют пригородное железнодорожное сообщение. Самые активные уже начали формировать пригородные компании. Пока их не больше десятка. Региональные правительства входят в состав учредителей и вместе с перевозчиком просчитывают возможные убытки, прикидывают, какие средства потребуются от регионального бюджета. Тем, кто этим еще не занялся, считают эксперты, очень полезно познакомиться с опросом ВЦИОМа, чтобы понять, какие проблемы могут возникнуть в регионе, если электрички «пустить на самотек». Со своей стороны, РЖД готово не только сдавать составы в аренду, но и полностью их передать в собственность эффективным региональным компаниям. В ближайшее время также должны выйти единые правила расчета стоимости проезда в электричке. Сейчас они находятся на регистрации в минюсте. Они помогут регионам более четко рассчитать тарифы на пригородные пассажирские перевозки по железной дороге.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Октябрь 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен   Ноя »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
В благодарность за труды