- О РЖД
- Станции
- Контейнеры
- Карты и схемы
- Пасс. перевозки
- Безопасность движения
- История
- Путь
- Узкоколейки
- Локомотивы
- Грузовые вагоны
- Тормозные системы и автосцепка
- Организация движения поездов
- Грузовая и коммерческая работа
- СЦБ и связь
- Электроснабжение
- Прочие хозяйства
- Метрополитен
- Скоростные поезда
- Cервисы 1520mm.ru
- Обзор прессы
- Коротко о транспорте
РЖД упрощают уплату налога
Коммерсант
14.10.2010
Минфин выставляет налоговую сборную
Вадим Вислогузов
На новые правила обложения прибыли перейдут не более 11 холдингов
Госдума готова принять правительственный законопроект о введении в Налоговый кодекс понятия о «консолидированной группе налогоплательщиков». Его принятие позволит холдингам упростить уплату налога на прибыль и избежать новых правил контроля за трансфертным ценообразованием. По оценке Минфина, воспользоваться новым режимом смогут 11 особо крупных российских холдингов — среди них РЖД, «Норильский никель» и ВТБ. «Отказников» не ожидается — такой режим уплаты налога менее затратен, хотя переход на новую методику потребует некоторых расходов 11 членов «налоговой сборной».
Комитет Госдумы по бюджету и налогам вчера рекомендовал к принятию в первом чтении правительственного законопроекта о внесении поправок в Налоговый кодекс в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков. Главный смысл новаций — группы компаний смогут суммировать свои финансовые результаты при определении налога на прибыль. По замыслу Минфина это сделает бессмысленным перемещение холдингами центров прибыли между регионами ради экономии на налогах. Из-за задержки с одобрением этого документа затягивалось принятие идущего с ним в паре законопроекта о трансфертном ценообразовании — правительство обещает бизнесу, что новые, более жесткие правила доначисления налогов из-за использования нерыночных цен к консолидированным налогоплательщикам применяться не будут.
Вчера заместитель главы Минфина Сергей Шаталов сообщил, что после вступления закона в силу его ведомство ожидает создания 11 консолидированных налогоплательщиков. «Если ориентироваться на результаты 2009 года, то это шесть потенциально возможных групп, в основном из топливно-энергетического комплекса. По результатам 2010 года предполагается, что таких групп может быть 11»,— сообщил заместитель министра. По его словам, помимо предприятий ТЭКа это «Российские железные дороги», ВТБ и «Норильский никель».
Согласно проекту, консолидация будет возможна, если доля участия основного общества в дочерних компаниях составляет не менее 90%. При этом сумма начислений федеральных налогов за год у консолидирующихся компаний должна превышать 15 млрд руб., суммарная выручка — 100 млрд руб., а активы — 1 трлн руб. Помимо названных компаний в число 11 могут войти «Русал» и ТНК-ВР. Ранее их представители неофициально заявляли о намерении воспользоваться новым режимом и об организационной готовности к нему. По мнению экспертов, также в числе потенциальных участников процесса — «Газпром», ЛУКОЙЛ, НЛМК, «Роснефть», Сбербанк. Вхождение в новый режим «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза» представляется менее вероятным: в первом случае из-за преобладания зарубежных активов, во втором — из-за «компактности» компании. Отметим, издержки компаний по перестройке внутренней структуры под новый вид отчетности с очевидностью ниже, чем выгоды предполагаемого режима уплаты прибыли консолидированным налогоплательщиком.
В заключении на законопроект бюджетный комитет осторожно спорит с Минфином, предлагая «рассмотреть вопрос» об изменении критериев доступа к механизму консолидации. В РСПП считают, что заявленные пороги надо снижать. Как пояснил «Ъ» заместитель руководителя комитета РСПП по налоговой политике Андрей Тихоновский, бизнес предлагал снизить порог суммы налогов до 10 млрд руб., активов — до 300 млрд руб. Напомним, ранее на снижении настаивало и Минэкономики, однако после того как наработки Минфина стали официальной позицией правительства, межведомственная полемика была прекращена.
Минфин сознательное сужение круга участников объясняет желанием дать налоговикам возможность отработать новый порядок администрирования. С осторожностью ведомства в этом вопросе согласна и часть депутатов Госдумы. «Непонятно, что будет с доходами регионов от налога на прибыль, если в качестве консолидированных оформится большое число налогоплательщиков»,— сказала «Ъ» глава налогового подкомитета палаты Наталья Бурыкина. По ее словам, уверенности в том, что пороги надо снижать, у депутатов нет. «Кроме того, если все крупные налогоплательщики консолидируются, контроль за трансфертными ценами применять будет не к кому»,— заключает депутат.