- О РЖД
- Станции
- Контейнеры
- Карты и схемы
- Пасс. перевозки
- Безопасность движения
- История
- Путь
- Узкоколейки
- Локомотивы
- Грузовые вагоны
- Тормозные системы и автосцепка
- Организация движения поездов
- Грузовая и коммерческая работа
- СЦБ и связь
- Электроснабжение
- Прочие хозяйства
- Метрополитен
- Скоростные поезда
- Cервисы 1520mm.ru
- Обзор прессы
- Коротко о транспорте
РЖД копируют иностранцев все больше
Телекомпания «РосБизнесКонсалтинг»
11.11.2010
«Новости» 16:03
Ведущий не указан
ВЕДУЩИЙ: Быстрый магистральный путь. Выделенная железнодорожная линия высокоскоростного движения между Москвой и Санкт-Петербургом может быть построена уже через 5 лет. В РЖД нашли способ втрое снизить затраты на строительство. Первоначально проект оценивался в 1 триллион 200 миллиардов рублей. Удешевить его позволит контракт жизненного цикла. На презентацию проекта в Мадриде побывал наш корреспондент Андрей Муслимов.
КОРР: 620 километров из Мадрида в Барселону за 2,5 часа. Для Испании это уже реальность. Для России из Москвы в Питер за те же 2,5 часа по отдельно выделенной линии – это пока фантастика. Впрочем, превратить фантастику в дело совсем недалекого будущего может инновационный механизм. Контракт жизненного цикла.
Эту схему придумали и опробовали не в России, а потому она исключает сразу 2 российских беды – когда дороги строят дураки. Главная задача контакта жизненного цикла – создать прямую заинтересованность в строительстве качественной дороги, которую не надо тут же ремонтировать. Ведь, инвесторам, проектировщикам, строителям и эксплуатантом выступает одна и та же компания – инфраструктурный провайдер.
Денис Муратов: Все 4 составляющих – финансирование, проектирование, строительство и эксплуатация объединяется в единый флакон, в одно целое. И именно эта организация предоставляет для российского государства, для «Российских Железных Дорог», предоставляет сервис работающей магистрали. То есть фактически «Российские Железные Дороги» или российское государство в лице «Российских Железных Дорог» покупает сервис работающей магистрали.
КОРР: Покупка сервиса – это процесс растянутый во времени. 60% стоимости высокоскоростной магистрали государство вернет инфраструктурному провайдеру в первые 5 лет пока идет строительство трассы. Оставшиеся 40% – в течение 40 лет эксплуатации. Малейший сбой в работе железной дороги и выплаты прекращаются. Так и создается мотивация делать все на совесть. Примечательно, что подобные магистрали впрямую не окупились ни в одной стране мира. Однако, заработать могут все участники проекта. Провайдер – за счет маржи, возникающей на каждом из этапов, государство – за счет нового импульса развития регионов, которые даст железная дорога. Например, во Франции после 30 лет эксплуатации высокоскоростной магистрали социально-экономический эффект превысил затраты в 4 раза. Подсчитывают первые выгоды и в Испании.
Майк Клаусеккер: От высокоскоростной трассы «Мадрид – Барселона» Испания получила фантастический эффект. Всего за год использования она дала прирост к ВВП в 2,5%. Кроме того пассажиропоток намного превысил прогнозы. Всего за год железная дорога заняла 50% инкоперевозок на этом маршруте. И самое неожиданное – пассажиры оказались готовы платить даже больше, чем они платят за авиаперелет.
КОРР: Впрочем, чтобы реализовать подобный проект в России придется решить 2 серьезные проблемы. Во-первых, земля – для прокладки магистрали необходимо выкупить около 8 тысяч гектаров. А это обойдется примерно в 50 миллиардов рублей. Во-вторых, устаревшие российские стандарты. Они рассчитаны на скорость до 200 километров в час. Самый простой способ решения – позаимствовать стандарты у европейцев, но и это займет полтора-два года.
Александр Назаров: Задача, взять то, что положительным является в Европе, с учетом наших характерных особенностей связанных с климатикой, с электромагнитной совместимостью. Здесь целый ряд особенностей, который присущ только Российской Федерации, с ее менталитетом и с ее нормативно-правовым, нормативно-техническим регулирование, то действительно процедура гармонизации. На мой взгляд это не очень сложная проблема.
КОРР: Высокоскоростное движение в Европе имеют 5 стран. И все они заинтересовались российскими возможностями. Тендер может состояться уже в феврале следующего года. А трассу «Москва – Петербург» тогда построят в рекордные сроки – до 2016 года. Если, конечно, предложенную схему проекта одобрит минфин.