Новый круг разговоров про безбилетников | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Новый круг разговоров про безбилетников

Московская правда
06.12.2010
И снова — песня про «зайцев»
Александр Данилкин
Если у вас кто-нибудь вдруг полюбопытствует, какой-де зверь самый-самый страшный и опасный на свете, смело отвечайте: «Ну, разумеется, зайцы». Но только не простые русаки или беляки, а «зайцы» железнодорожные.
Оказывается, именно они, вредины, грозят довести до ручки такое могучее ведомство, как РЖД. По словам руководителя РЖД Владимира Якунина, в этом году убыток от перевозок пассажиров по пригородным направлениям может составить 34 миллиарда рублей. И все потому, что, как пишет в своем блоге Владимир Иванович, «у нас 50% поездок приходится на безбилетников».
Впрочем, не нужно быть провидцем: полностью разорить железнодорожников у «зайцев» все равно не получится. Как бы косые ни старались. Тем более что безбилетники у нас зародились едва ли не со времен запуска Черепановыми первого паровоза в России. И ничего. С тех пор поезда по-прежнему ходят.
Нынешнее ОАО «РЖД» на нищенку и вовсе не похоже. Вот среди прочих расходов нашло в себе силы поддержать спорт — стало генеральным спонсором Олимпиады в Сочи. А это вам не фунт изюма! Дает также деньги на съемку художественных фильмов. И даже решилось открыть элитный маршрут — мечту миллионеров Москва — Ницца. Да мало ли еще на что пришлось потратиться?!
Словом, все хорошо. Вот только «зайцы» замучили… Что и говорить, пользоваться транспортными услугами и не платить за это, конечно же, плохо. Тут и спорить с главой РЖД не о чем. Разве что о количестве безбилетных пассажиров. Совсем еще недавно железнодорожное руководство говорило о 30% безбилетников. И вдруг всего за несколько месяцев армия незаконных пассажиров почему-то выросла до 50%. Повод для сомнения есть.
— Я регулярно езжу в Москву на работу из Пушкина, — говорит пассажир Андрей Першин, — и вижу, что абсолютное большинство билеты все же покупают.
Но не будем придираться к цифрам. Гораздо полезнее задуматься о том, почему же в нашем железнодорожном «лесу» развелось столько «зайцев». Ответ чаще всего простой: цены на проезд «кусаются».
К слову, железнодорожное руководство в таких случаях всегда не преминет заметить: мол, тарифы на проезд в пригородных поездах устанавливаем не мы, а местные власти.
Все так, только есть одно существенное уточнение: цены на билеты в электричках действительно устанавливают местные власти. Однако при этом «заказывают музыку» они с учетом пожеланий железнодорожников. Вот и в начале этого года сторонники повышения цен опять наступили на грабли: неслыханное подорожание билетов породило толпы новых безбилетников. И в конце концов пришлось идти на попятную — вернуться к старым тарифам.
Между тем к размножению «заячьего» племени с кроличьей скоростью железнодорожная компания… сама же приложила руку и в иных вариантах. Надеюсь, руководству известно, что на некоторых остановках электричек в Московской области вообще отсутствуют кассы. И пассажиры, какими бы они честными ни были, входя в вагон электрички, вынуждены поневоле превращаться в «зайцев». Билет-то купить там негде!
Кто с них по дороге собирает деньги и разного вида дани, куда потом идет эта плата, похоже, мало кого интересует. Вот и превращаются, таким образом, недобранные деньги за перевозку пассажиров впоследствии в сотни миллионов годового убытка, который так хочется железнодорожным чиновникам покрыть новыми ценами за поездку в электричке, совсем еще недавно слывшей самым дешевым и демократичным видом транспорта. На иных направлениях сегодня, как это ни странно, дешевле будет выбрать автобус, чем пригородный поезд. Внятно объяснить эту метаморфозу большинство россиян не может. А железнодорожные экономисты твердят свое: нам на чем-то, мол, надо зарабатывать.
Безусловно, железнодорожникам тоже нужны и зарплата, и обновление парка, и пути надо ремонтировать. Как они говорят, им сегодня на всем приходится экономить. Но экономия эта нередко выглядит несколько странно, а иногда и просто абсурдно. Например, турникеты при входе на перрон. Ими оборудованы большинство станций и остановок. Можно только догадываться, сколько денег из железнодорожного бюджета угрохали на их установку. Однако вскоре выяснилось, что проблемы безбилетных пассажиров эти хитроумные турникеты не решают. И тогда к каждому турникету приставили еще и по одному контролеру, который сегодня больше напоминает бойца спецназа. На содержание «спецназовцев», ясное дело, потратили и тратят также гигантские суммы.
И теперь вдруг выясняется, что все напрасно: количество «зайцев», как признается глава РЖД, даже увеличилось. За все эти оказавшиеся малопродуктивными нововведения, можно не сомневаться, никто не ответит. А чтобы компенсировать убытки, железнодорожные чиновники, догадайтесь с трех раз, о чем «запоют»? Можно не сомневаться: предложения о новых тарифах вскоре поступят на утверждение местным властям.
Между прочим, стоимость проезда на электричке в Москве и области в разы больше, чем, например, в Свердловской области. Почему? Наверное, просто потому, что аппетит у столичных перевозчиков побольше. Вот и все. Так же вышло и с проездными на месяц. Их цена выросла настолько, что большинство пассажиров были вынуждены отказаться от них — невыгодно. Это означает: в «заячьей» команде опять прибавление.
В ОАО «РЖД» уже запланировали убыток от пригородных железнодорожных перевозок на 2011 год. Он увеличится и составит 40 миллиардов рублей. И недалек тот день, когда железнодорожное руководство обновит свой рекорд: мол, в 2011 году количество «зайцев» уже перевалило за 50% от всех пассажиров. Ждать осталось недолго.
Между тем в скором будущем у железнодорожников ожидаются и вовсе революционные перемены: с 2011 года полностью прекращается субсидирование убытков от пассажирских пригородных перевозок за счет прибыли от грузовых. С большой долей уверенности можно предположить, что проезд на электричках все-таки подорожает. На сколько?
— Вопрос о тарифах пока что находится в стадии обсуждения, — пояснила «МП» замминистра транспорта Московской области Людмила Зенкова. — Но заранее можно сказать, что в любом случае их рост не будет настолько высок, чтобы полностью покрыть все затраты железнодорожников.
По словам Зенковой, в случае чего область будет обращаться в Минфин России для получения компенсации. Ясность должна наступить до 20 декабря.
А пока пассажиры пригородных поездов вынуждены печально констатировать: график движения московских электричек не выдерживает никакой критики. Возмутительных отмен электропоездов становится все больше и больше. Как и подобных доходящих до абсурда объявлений: «Уважаемые пассажиры, будьте внимательны: поезд отправлением в 12.00 сегодня проследовал в 11.00». От таких неприятных сюрпризов поневоле запоешь. Но если следовать традиционной железнодорожной логике, то и тут «зайчики» виноваты.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Декабрь 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
В благодарность за труды