Грузовые перевозки становятся все запутаннее | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Грузовые перевозки становятся все запутаннее

ИТАР-ТАСС
14.10.2011
Медведев намерен подключить ФАС, чтобы разобраться в ситуации с тарифами на перевозку сельхозпродукции
Президент РФ Дмитрий Медведев намерен подключить антимонопольную службу, чтобы разобраться в ситуации с тарифами на перевозку сельхозпродукции. Об этом он сообщил сегодня на встрече с фермерами.
Один из участников совещания рассказал президенту о том, что в текущем году производители сахарной свеклы столкнулись с повышением тарифом и нехваткой вагонов для перевозки продукции на перерабатывающие предприятия. Это создает угрозу, что часть сырья переработана не будет и пропадет. По его словам, в текущем году стоимость одного вагона составляет 30 тыс рублей, причем из них только 12 тыс идет РЖД, а остальное – на уплату услуг собственников.
«Я, конечно, постараюсь разобраться, в чем сложности, у /президента РЖД Владимира/ Якунина, у железной дороги и у тех новых собственников, которые этим занимаются, потому что они должны грамотно спланировать объемы, распределяя их между всеми отраслями», – заявил Медведев. «Никто не должен быть в обиде: ни аграрники, ни угольщики», – считает он.
«Надо просто исходить из того, что происходит: если уголь вырабатывается в больших количествах, значит, нужно об этом думать; если у нас урожай приличный, значит, нужно вносить коррективы в те заявки, которые есть», – полагает президент. «Но надо признаться, что ваш товар отличается одним качеством – он портится, его нужно вывозить сразу же, во всяком случае, он теряет товарный вид и стоимость», – сказал Медведев, комментируя услышанное.
«С этим постараемся разобраться», – пообещал он. «С тем же, как образуется этот тариф, я не специалист, не готов говорить, что это несправедливо, плохо, но такая пропорция несколько удивляет, потому если две трети – это услуга по предоставлению, то, что это за вагон, он же не новый. Надо посмотреть всем, включая антимонопольные органы», – добавил глава государства.
Президент также прокомментировал и слова другого участника встречи о нехватке мощностей для переработки сахарной свеклы. Фермер попросил президента рассмотреть возможность господдержки перерабатывающих предприятий.
«Надо сделать так, чтобы переработка была внутри страны. Насколько я помню, мне коллеги, которые занимаются сельским хозяйством, докладывали, что, в принципе, за последние годы не строилось заводов, которые занимаются переработкой сахарной свеклы. В это нужны инвестиции, это приличные деньги, поэтому нужно подумать о том, как поддержать переработчиков», – сказал Медведев. При этом президент признал, что за несколько месяцев эта проблема решена быть не может.
Глава государства не исключил, что в качестве мер поддержки перерабатывающих предприятий может быть использовано, в том числе, субсидирование кредитов.

ИА «ТулаПресса»
Ведомости
18.10.2011
РЖД собирает вагоны
РЖД рассчитывает получать в аренду до 15% парка полувагонов частных операторов, сообщил вице-президент РЖД Салман Бабаев. По его словам, это предложение не только РЖД, но и Минтранса и Минэкономразвития. Бабаев также против количественного ценза в отношении парка для операторов грузовых перевозок.

Ведомости
17.10.2011
Путин обещал РЖД рентабельность
Тарифы на вагоны Первой и Второй грузовых компаний, которые перейдут в аренду РЖД, должны обеспечить монополии рентабельность в 10%, а «лучше — 15%», соответствующее поручение ФСТ уже дано, заявил премьер Владимир Путин. Все процедуры необходимо выполнить «корректно, рыночными способами, чтобы компании не понесли убытков». При этом премьер отметил, что и сами операторы должны «умерить аппетиты».

Ведомости
20.10.2011
Миллиарды для РЖД
ВТБ открыл РЖД кредитную линию на 80 млрд руб., сообщил банк. Это бридж-кредит для финансирования инвестпрограммы 2011 г., пояснил источник в РЖД. Госкомпания погасит краткосрочные займы за счет средств от продажи 75% минус 2 акции Первой грузовой компании. Треть инвестиций РЖД должна найти сама — 132 млрд из 349 млрд руб. (2011 г.).

Ведомости
19.10.2011
Предпродажная подготовка
РЖД должна сохранить 25% Первой грузовой компании, чтобы обеспечить ее целостность, полагает вице-президент РЖД Салман Бабаев, иначе нужно было изначально продавать все 100%.

Российская газета
19.10.2011
Золотой вагон
Анна Шонова
Проблему дефицита вагонов для калининградских грузов поможет решить временная мера: закрепление за областью на некоторый период части вагонного парка Второй грузовой компании.
Об этом заявил министр транспорта РФ Игорь Левитин, побывавший в Калининграде вместе с вице-премьером правительства РФ Александром Жуковым с рабочей поездкой.
Критическая ситуация с железнодорожными грузоперевозками на калининградском направлении обсуждалась накануне местными предпринимателями с представителями региональной власти в местной торгово-промышленной палате. Проблема заключается как в высоких грузовых тарифах, устанавливаемых Литвой и Белоруссией, так и в дефиците железнодорожных контейнеров и профильного подвижного состава.
По словам руководителя экспедиторской компании Юрия Пятанова, тарифный вопрос не решается в течение нескольких лет. И перспективы на следующий год призрачные. Представители Литовской и Белорусской железных дорог заявили, что не будут снижать свои тарифы в одностороннем порядке, тогда как у российских железных дорог ставки каждый год индексируются.
— У нас прошло три встречи с администрациями железных дорог, и результат пока нулевой, — сказал Юрий Пятанов.
Кроме того, у калининградских производителей имеются сложности с доставкой продукции из области на основную территорию России (70 процентов производимой в эксклаве продукции идет на российский рынок). Как объяснил Юрий Пятанов, в этом году инвентарный парк вагонов Российских железных дорог передан в созданные компании — Первую грузовую компанию и Вторую грузовую компанию. А это значит, что на рынке не осталось оператора, который бы гарантировал подачу вагонов грузоотправителям. Частники же заинтересованы в первую очередь в крупных заказчиках, поскольку на них им удается хорошо заработать. А малый и средний бизнес сталкивается с нехваткой вагонов.
В Калининградской области ситуация усугубляется ее географическим положением. Регион находится в транспортном тупике, поэтому загрузить состав в двух направлениях довольно сложно, а гнать порожняк в эксклав оператору невыгодно. Кроме того, объем железнодорожных грузов из-за проблем с границами постоянно меняется. К примеру, если у автоперевозчиков возникает проблема с получением разрешений на грузовой транзит через третьи страны, грузоотправители переходят на рельсы. Возобновился поток фур — железная дорога сразу чувствует отток клиентов.
Некоторые крупные компании пытаются решить вопрос разными способами, в том числе созданием собственного вагонного парка. В частности, свои подвижные составы имеет один из резидентов ОЭЗ — компания по переработке масличных культур. Для представителей же малого бизнеса, у которых нет таких свободных оборотных средств, вагоны от частных операторов становятся «золотыми».
— Наша компания невелика, — говорит руководитель калининградского предприятия по производству паркета Юрий Богомольников. — Нам нужно примерно 6-10 вагонов в месяц, чтобы завезти сырье из России. С нами транспортные компании не хотят разговаривать. Или заряжают ставку за аренду вагона в 60 евро в сутки. Для сравнения: те же вагоны в Литве стоят 12 евро.
Как считает президент Ассоциации калининградских мебельщиков Михаил Майстер, решение этого вопроса лежит не в экономической, а в политической плоскости. Так, по его словам, монопольный поставщик крупнотоннажных контейнеров в область, одна из дочерних структур «РЖД», зарабатывает денег больше, чем оказывает услуг.
— По итогам первого полугодия 2011 года прибыль компании увеличилась в 2,7 раза при росте выручки на 37,5 процента и росте перевозок всего на 18,5 процента, — привел он пример.
По мнению заместителя начальника Калининградской железной дороги Феликса Лапина, бизнесу не стоит надеяться на политическое решение вопроса, поскольку оно может оказаться временным. Возможный выход из сложившейся ситуации — организовать региональную транспортную компанию, акционерами которой станут предприятия, заинтересованные в отправке своей продукции в «большую» Россию. Представителя «КЖД» поддержал министр развития инфраструктуры области Александр Рольбинов, заметив, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. По его словам, чтобы компания была рентабельна, для начала ей понадобится около 600 крытых вагонов.
— Есть банки, есть финансовые инструменты, — сказал он. — Подвижной состав можно взять в лизинг на разумных условиях. Как вариант, Калининградская железная дорога готова взять этот парк в управление на первое время. Если у кого-то из предпринимателей есть желание принять участие в этой компании — мы готовы оказать поддержку.
Проблему дефицита вагонов региональные чиновники озвучили во время визита в Калининградскую область вице-премьера правительства РФ Александра Жукова и министра транспорта РФ Игоря Левитина. Те пообещали решить вопрос до конца года.
— Железнодорожные грузовые перевозки уменьшаются, а автомобильные — выросли на 30 процентов, — сказал Игорь Левитин. — Это создает напряжение на автодорогах. Мы попробуем совместно с «РЖД» снять остроту проблемы. Для этого необходимо четко знать, какое количество подвижного состава требуется Калининградской области поквартально. За вычетом вагонов, которые приходят сюда под выгрузку, в регион можно досылать дополнительные. Инвентарного парка как такового здесь нет, и временная мера для области должна быть такой.

Интерфакс
19.10.2011
РЖД предлагают ввести плату за простой порожних вагонов частных операторов
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) для улучшения диспетчеризации грузовых ж/д перевозок предлагает внести ряд изменений в федеральные законы «О железнодорожном транспорте в РФ» и Устав железнодорожного транспорта РФ, которые позволяли бы рассредотачивать порожний подвижной состав по сети, сообщили «Интерфаксу» в компании.
В частности, перевозчик предлагает предоставить ему право вводить ограничения на перевозки порожних вагонов, а также перемещать их в «места отстоя» или на станции приписки, если их нахождение на общих путях не будет согласовано. Также компания предлагает ввести плату за сверхнормативный или несогласованный простой порожних вагонов частных операторов (сейчас они действуют лишь в отношении парка РЖД).
Кроме того, РЖД настаивают на изменениях правил ж/д перевозок грузов – в частности, призывают наделить перевозчика правом отказывать отправителю в перевозке порожнего вагона на станцию назначения без заявки на транспортировку.
«Соответствующие предложения осенью 2010 г. РЖД представили в министерство транспорта. Ведомство подготовило проект приказа по регулированию перевозок порожних вагонов. Документ с замечаниями был согласован Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой, Советом ж/д операторов и в целом согласован РЖД. Замечания ФАС по проекту приказа были рассмотрены 26 июня, решено вводить нормы в 2 этапа и проанализировать их применение в течение 2 месяцев. Проект приказа с поручением зампреда правительства возвращен в Минтранс», – описал собеседник процедуру согласования предложений РЖД.
В результате реформы железнодорожного транспорта РЖД перестает оперировать грузовыми вагонами: парк передан ее «дочкам» – ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК) и ОАО «Вторая грузовая компания» (ВГК), которые, как и частные ж/д компании, имеют право предоставлять подвижной состав по рыночным ставкам (монополия должна делать это по утверждаемым государством тарифам). В этой связи РЖД призывают урегулировать их отношения с операторами – в первую очередь в части диспетчеризации.

И итог всех этих новостей
Ведомости
21.10.2011
Вагоны застряли
Алексей Непомнящий
РЖД не успеет выполнить поручение вице-премьера Сергея Иванова и взять в аренду у своих «дочек» 200 000 полувагонов к 1 ноября. В лучшем случае это будет сделано на месяц позже, но РЖД хотела бы дождаться повышения вагонной составляющей тарифа
Чтобы решить проблему с невывозом грузов, Иванов поручил РЖД до 1 ноября взять в аренду у своих «дочек» — Первой и Второй грузовых компаний (ПГК и ВГК соответственно) — 200 000 полувагонов. Но это распоряжение не будет выполнено в срок: в среду на совещании в Минэкономразвития вице-президент РЖД Салман Бабаев сообщил, что пока ни одного полувагона не передано монополии, рассказали «Ведомостям» два участника встречи. Быстро передать вагоны не получится по техническим причинам (в частности, нужно переоформлять контракты), но Бабаев пообещал завершить процесс к концу ноября, отметил один из них.
Кроме того, РЖД ждет повышения тарифов, рассказывают два источника «Ведомостей». Тариф состоит из двух частей: инфраструктурно-локомотивной и вагонной. Вторая применятся только для вагонов РЖД (в том числе арендованных) и составляет примерно 15% общего тарифа. Но если груз перевозится в вагонах частных операторов или «дочек» РЖД, вагонная составляющая определяется рынком. И как правило, цены здесь выше тарифных.
Тем же поручением от 7 октября Иванов потребовал от Федеральной службы по тарифам (ФСТ), Минтранса, Минэкономразвития и РЖД в месячный срок представить предложения об изменении вагонного тарифа РЖД «с учетом рыночных условий» и введения «тарифного коридора». Для изменения тарифа потребуется не менее месяца, более реальный срок — середина декабря, говорил на прошлой неделе руководитель ФСТ Сергей Новиков. РЖД, ПГК и ВГК не хотели бы передавать вагоны до повышения тарифа, чтобы дать компании заработать дополнительные деньги от увеличения парка в управлении, объясняет сотрудник одной из этих трех компаний. Пока ни одного вагона не передано, признал он, отметив, что это сложно сделать быстро. Никаких убытков даже при перевозках по гостарифу у РЖД не будет, а вагоны нужно передавать как можно быстрее, чтобы расшить пробки на железной дороге, категоричен участник совещания в Минэкономразвития.
Передача вагонов ПГК и ВГК в РЖД способна решить проблему невывоза грузов, которая создана в первую очередь плохим управлением парком «дочек» монополии, отметил председатель президиума Совета операторов железнодорожного транспорта Сергей Мальцев. Если у «дочек» РЖД не удовлетворяются 30-40% заявок на перевозки, то у частников — лишь около 5%, уверяет он. К тому же именно политика «дочек» РЖД, фактически контролирующих рынок (у них половина всех полувагонов), и приводит к необоснованному росту рыночных цен, отмечает Мальцев.
Представители ПГК и ВГК от комментариев отказались, а их коллега из РЖД уверяет, что «поручение Иванова выполняется». Представитель самого Иванова не стал это комментировать.
Аукцион не помеха
РЖД нет смысла брать в аренду вагоны ПГК, ведь Иванов распорядился передать их «до отчуждения акций компании», а аукцион по продаже 75% минус 2 акции ПГК пройдет уже 28 октября, говорит близкий к монополии источник. Между аукционом и завершением сделки пройдет достаточно времени, к тому же новый владелец не сможет быстро найти клиентуру под загрузку переданных вагонов, т. е. они могут оставаться в аренде у РЖД длительное время, возражает участник совещания.

Интерфакс
21.10.2011
Власти Кузбасса предлагают угольщикам заключить соглашения с крупными перевозчиками на 2012г
Руководство Кемеровской области, Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД, филиал ОАО «РЖД» (РТС: RZHD)) и угледобывающих предприятий региона на совещании в пятницу подписали протокол, предусматривающий заключение до 1 декабря с 11 крупными грузоперевозчиками соглашений на 2012 год, гарантирующих вывоз грузов.
Как сообщил присутствовавший на совещании корреспондент «Интерфакса», заключать соглашения предлагается с ОАО «ПГК», ОАО «ВГК», ООО «НефтеТрансСервис», ОАО «ТК «Новотранс», ООО «СибУглеМетТранс», ОАО «РГ-Транс», ООО «ЗапСибТрансСервис», ОАО «СУЭК», ООО «Независимая транспортная компания», ОАО «Новая перевозочная компания», ОАО «Мечел-Транс».
По словам первого заместителя начальника ЗСЖД Александра Бородача, в активе этих компаний 336 тыс. полувагонов, или 75% общего числа полувагонов в стране. «Этого достаточно для выполнения обязательств, с учетом перспективы роста грузопотока», – сказал он.
Небольшим компаниям-грузоперевозчикам предлагается, в частности, объединиться под эгидой 11 крупных операторов. «Малые владельцы подвижного состава должны под эгидой этих 11 крупных операторов объединиться. Какой найдете метод? Сдача в аренду полувагонов, или другие (методы – ИФ), но это будет решение возникшей проблемы вывоза угля из Кузбасса», – сказал А.Бородач, добавив, что на территории Кемеровской области работает 200-250 небольших операторов.
Он подчеркнул, что грузоотправители имеют право заключать договоры с другими перевозчиками, помимо 11 предложенных, с которыми уже отлажено сотрудничество. Отработать механизм взаимодействия стороны должны до 20 ноября.
В тоже время планируется, что до 1 ноября руководство ЗСЖД и крупнейших угольных предприятий Кемеровской области разработают типовое соглашение.
ЗСЖД до 15 ноября рассчитывает согласовать с РЖД право отказывать в допуске собственникам порожних полувагонов, не имеющим соглашений с грузоотправителями Кузбасса и согласованных заявок на перевозку грузов.
Поясняя необходимость принятия таких мер, А.Бородач сказал, что за 9 месяцев 2011 года общая погрузка в Кемеровской области составила 163,5 млн тонн грузов (рост на 2,5% по сравнению с показателем 2010 года), в том числе отгружено 138,6 млн тонн угля (рост на 2%). В начале октября ситуация усугубилась, темпы погрузки угля, кокса, черных металлов и руды значительно снизились при наличии порожних полувагонов.
«Ежесуточно на углепогрузочных станциях оставались неиспользованными около 1,5 тыс. полувагонов различных собственников. Были случаи «бросания» поездов с порожними вагонами. При этом наблюдался дефицит полувагонов парка «ПГК» и «ВГК», которыми на основе агентских соглашений оперирует РЖД», – сказал А.Бородач.
Он отметил, что с 3 января 2012 года вступает в силу приказ министерства транспорта РФ «О внесении изменений в некоторые акты министерства путей сообщения», в котором, в частности, предусмотрен более жесткий порядок работы с порожним подвижным составом. Перевозчиков обяжут в течение 3 часов после получения уведомления от грузоотправителя либо согласовать указанные отправителем дату и время приема груза, либо представить отказ с указанием технических или технологических причин.
«Но если мы будем ждать, когда вступит в силу этот приказ, мы остановимся. Если до января ждать, то в ноябре нас занесет снегом», – сказал первый замначальника ЗСЖД.
Как сообщалось, с августа 2011 года угледобывающие компании и власти Кемеровской области сообщали о сложностях с вывозом угля по железной дороге. В сентябре остатки угля на складах угольных компаний достигли 13 млн тонн, что более чем вдвое превышает нормативный уровень.
Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев объяснял это тем, что в результате реформирования РЖД появилось огромное количество собственников подвижного состава, которые не координируются между собой.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Октябрь 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Ноя »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  
В благодарность за труды