Все хотят только денег | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Все хотят только денег

«Орловская Правда»
16.11.2011
Колёса диктуют вагонные
Проще купить дачникам по автомобилю, чем выполнить требования перевозчиков
Арендаторы пригородных поездов пробуют заработать на бюджете Орловской области: к выручке за проданные билеты новые хозяева электричек попросили добавить «выпадающие доходы» — более 200 млн. рублей. Власти Орловской области отвоевывают у перевозчиков бюджетные деньги и строят автодороги в районах — альтернативу шпалам и рельсам.
Когда на Орловщине работа по строительству новых сельских дорог практически не велась, жители районов и горожане-дачники вынуждены были пользоваться электричками. Сегодня пассажирооборот на пригородном железнодорожном транспорте в Орловской области упал в разы. По расчетам перевозчиков, в прошлом году жители региона совершили 1 млн. 198 поездок. Для сравнения: в Брянской области пригородным транспортом пользуются почти в четыре раза чаще. И если орловскими электричками перемещаются преимущественно дачники (доказательством тому служит резкое падение количества совершенных поездок в недачный период — с ноября по март), то электрички Брянска выполняют роль городского транспорта: электричкой удобно добираться по маршруту Брянск 1 — Брянск 2. Пригородный транспорт Тулы и Калуги и вовсе превратился в «рабочий автобус» — ежедневно на работу в Москву этими поездами отправляются десятки тысяч людей.
По нашему региону, соседним областям ЦФО, а также Подмосковью и самой Москве электричками заведует Центральная пригородная пассажирская компания — «дочка» ОАО «РЖД». Сегодня у ЦППК более 80 процентов всех пассажирских перевозок на Московской железной дороге и 52 процента по России.
Ежедневно ОАО «ЦППК» перевозит 1 млн. 300 тысяч пассажиров, в том числе и льготников. Так, например, из 1 млн. 198 поездок, совершенных на территории Орловской области за год , практически каждая вторая — льготная: студенты, учащиеся, пенсионеры. Федеральный бюджет исправно компенсирует ЦППК затраты по оплате услуг инфраструктуры и перевозки льготников. В 2011 году компания получит 25 млрд. рублей компенсации, в том числе 114 млн. рублей за перевозки в Орловской области. Финансовые отчеты компании отнюдь не удручающие. В этом году, по заявлению генерального директора ОАО «ЦППК», сделанному накануне профессионального праздника (7 августа), компания уже получила как минимум 1 млрд. 170 млн. рублей прибыли.
Между тем, по расчетам ОАО «РЖД», убытки от пассажирских перевозок в 2011 году составят около 40 млрд. рублей. Из них более трехсот миллионов железнодорожники насчитали убытки по нашему региону. Казалось бы, кому может приглянуться такой убыточный бизнес? Оказывается, может: не так давно акции ОАО «ЦППК» приобрели серьезные перевозчики. На мой взгляд, все эти обстоятельства ставят под сомнение убыточность пассажирских перевозок. Понятное дело, такие перевозки убыточны в Орловской области. Ведь если количество перевозок перевести в количество пассажиров, у которых нет льгот (напомним, это чуть более половины), то выйдет, что регулярно электричками пользуются около трех тысяч человек.
Каждый из пассажиров-платников платит по тарифу, который утверждает Управление по тарифам Орловской области. Сегодня он составляет 15 рублей за одну зону (10 километров). По расчетам перевозчиков, себестоимость одной зоны в четыре раза больше — 75 рублей. Разницу между действующим тарифом и себестоимостью перевозчики хотят получить из областного бюджета. Если поделить запрошенные на одной из последних встреч с губернатором 228 млн. рублей на несколько тысяч человек, то этого будет достаточно, чтобы купить недорогой «дачный» автомобиль.
Но у бюджета Орловской области есть расходные обязательства по зар¬платам учителям, врачам, приобретению жилья для детей-сирот.
Специалисты из управления по тарифам понимают: да, себестоимость перевозок выше, чем 15 рублей, но и далеко не 75 рублей, как это заявлено в расчетах перевозчиков. Из чего сложились эти 75 рублей у перевозчиков? Из затрат, которые они посчитали, в том числе из заработной платы генерального директора компании ЦППК порядка 170 тысяч рублей в месяц, содержания аквариумов, кухонь, кожаных диванов и прочих принадлежностей московского офиса. А еще из количества вагонов электрички. ЦППК рассчитала, что в электричке должно быть 10 вагонов — это средний показатель по всем 11 субъектам зоны обслуживания ОАО «ЦППК».
Вы уже поняли, что Орловщине столько вагонов не нужно, но такой расчет не противоречит принятым федеральным методикам, и за все эти пустые вагоны предлагают заплатить областному бюджету.
Примечательно, что перевозчик просит также компенсировать нам, жителям Орловской области, и перевозку отраслевых льготников — железнодорожников. К слову, они составляют 6 процентов среди завсегдатаев электричек.
Удивляет и то, что на просьбу областных властей объяснить и конкретизировать затраты перевозчик постоянно меняет сумму выпадающих доходов на 2012 год: то 335 млн. рублей, то 408 млн. рублей, то 228 млн. рублей. Казалось бы, если убыток так велик, впору поднимать тариф на будущий год. Но перевозчики сегодня на это не идут, хотя в предыдущие годы их ничто не останавливало. Объяснение этой нерешительности представляется простым: плюс еще один рубль — и последние пассажиры-платники будут стоять на автобусных остановках. Останутся одни льготники, за которых бюджет уже платит. Перевозчики лишатся своего дополнительного заработка: не будет платников — не будет дополнительной компенсации за них.
К сожалению, в оспаривании действий перевозчиков Орловская область осталась в меньшинстве: практически со всеми главами субъектов из своей зоны обслуживания перевозчик уже договорился. И, думается, такие договоренности в регионах встречали, скорее, как предложения, от которых никак не отказаться. Слишком велика роль пригородного железнодорожного транспорта в соседних субъектах. В Орловской области отсутствие электричек экономику региона не парализует, но люди, привыкшие добираться до дач и районных центров на электричках, пострадают. Именно поэтому торг продолжается.
Руководитель департамента строительства, транспорта и ЖКХ Александр Бойко:
— Мы планируем сохранить в 2012 году все действовавшие 14 маршрутов пригородных электричек и добавить дополнительный дневной рейс по маршруту Орел — Верховье. В настоящее время подготовлен проект договора с ОАО «ЦППК» и согласуется проект движения электричек и размеры бюджетной компенсации на 2012 год
Заместитель генерального директора по работе с федеральными и региональными органами власти ОАО «ЦППК» Денис Бушуев:
— Мы неоднократно встречались с руководством вашей области — и с губернатором, и с замами. Я понимаю, что страдает население, но у нас хозяйственное общество, есть акционеры. Нам разбрасываться деньгами не позволяют. Такая ситуация не только в Орловской области. Региональные власти пытаются всеми возможными способами подгонять наши затраты под свои бюджетные средства, но в Орле это не пройдет,
5 млн. рублей — это просто смешно. Это затраты компании только на одну электричку, грубо говоря
Начальник управления по тарифам Елена Жукова:
— Мы будем отстаивать каждый бюджетный рубль, и перевозчику придется представить обоснованные затраты
Служба корпоративных коммуникаций Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД»:
— В целях возмещения выпадающих доходов МЖД ежегодно заключает с регионами соглашения о сотрудничестве, но объемы финансирования пригородных перевозок со стороны субъектов Российской Федерации сохраняются на уровне лишь порядка 20 процентов от суммы выпадающих доходов. С 2009 года регионы осуществляют регулирование тарифов на пригородные перевозки. Пригородные перевозки убыточны, в течение длительного периода убытки в этой сфере дорога принимает на себя, поддерживая пригородные перевозки за счет финансового результата от других видов деятельности. Очевидно, что социальная значимость пригородных перевозок, реализующих право граждан на свободу передвижения, должна быть подкреплена поддержкой регионов. Субъект Федерации, являясь заказчиком этого вида услуг для населения своего региона, устанавливает тарифы на пригородные перевозки. От выполнения региональных властей своих обязательств по поддержке пригородного железнодорожного сообщения зависят стабильность дальнейшего развития пригородных перевозок, полноценное функционирование пригородных компаний с долевым участием регионов. В связи с сегодняшней экономической ситуацией остро стоит вопрос о возможности сохранения имеющихся размеров пригородного движения. Московская железная дорога делает все возможное для усиления заинтересованности и ответственности органов государственной власти субъектов Федерации в организации пригородного железнодорожного транспорта и надеется на понимание в этом важнейшем вопросе.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Ноябрь 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт   Дек »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  
В благодарность за труды