Это коснется всех, кто ездит по железным дорогам | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Это коснется всех, кто ездит по железным дорогам

Ежедневные новости Подмосковья
05.09.2012

Попутная ли песня?
Владимир Ермолин
Правительство РФ подготовило законопроект о регулярном пассажирском железнодорожном сообщении
В правительстве закончена работа над законопроектом, который коснётся каждого из нас настолько, насколько часто мы бываем пассажирами железной дороги.
Хочу обратить внимание читателей на тот факт, что с 2003 года уже действует Закон РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Теперь же нам, пассажирам, предлагается правовой инструмент для общения с РЖД. А то с могучим монополистом мы всё больше общаемся на бытовом языке, чаще заискивая перед ним, уж никак не на равных.
Документ фундаментальный. Это не какие-нибудь дополнения да поправки. Он и звучит солидно: «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации». Цель новодела — «обеспечение гарантированного транспортного обслуживания населения и создание эффективного организационно-правового механизма их реализации». Не сказать, что таким образом перед РЖД ставится какая-то неожиданная задача.
И раздел понятийных терминов тоже не содержит оригинальных толкований. Обыкновенному гражданину чудно читать, что, например, «расписание движения поездов – это систематизированные сведения о маршрутах пассажирского железнодорожного сообщения». Но юристы понимают — так создаётся терминологическая база для выяснения отношений между пассажиром и «дорогой». Раньше она зияла провалами, в результате чего истец уходил не солоно хлебавши, под улюлюканье и насмешки РЖД.
Даётся трактовка «субъектов движения». Они все равны в своих правах. Отныне, входя в вагон, вы не должны видеть в проводнице начальника. Но и служанку «подай-принеси» тоже видеть не надо. Она, соответственно, не должна относиться к вам как к низшему существу. Вы равноправные, свободные люди, волей случая оказавшиеся в одно время в одном месте. И точка.
Прописана гарантия «обеспечения пассажиров железнодорожным транспортом в регулируемом государством сегменте по регулируемым тарифам по всем маршрутам пассажирского железнодорожного сообщения». Значит, нельзя брать за билет больше, чем утверждено тарифом, про какие бы там «сборы» вам не напела кассирша.
К обязанностям руководства РЖД отнесено «создание равных условий для конкуренции различных видов транспорта в области регулярных пассажирских перевозок». То есть предлагается развивать конкуренцию внутри одного ведомства. Чтобы не одни лишь люксы и СВ были в составе, но народный плацкарт. Так я это понимаю. Что касается «разных видов транспорта», то применительно к ж/д, видимо, надо ждать расширения услуг скоростного сообщения — спутников, экспрессов. Хорошо бы.
Судя по законопроекту, отпала идея частичной приватизации структуры пассажирского транспорта. Всё исключительно под эгидой государства — от вокзалов до последней шпалы.
Упраздняют и открывают новые маршруты исполнительные органы субъектов РФ. Перевозчик также вправе самостоятельно отменять маршруты, но только в том случае, если на этот маршрут нет государственного заказа. Это к вопросу исчезновения из расписания тех или иных электричек. Никакого инструмента влияния на решение органа власти и перевозчика для пассажирской массы не предусмотрено. Забегая вперёд, отметим, что рычагов влияния на железнодорожное начальство в законопроекте прописано меньше, чем хотелось бы. Империя остаётся империей.
Теперь о ценах. Они формируются по двум направлениям. Первое — государственный заказ. Второе — тарифы, устанавливаемые перевозчиком (проезд в СВ и купе). Подчёркивается, что всё, мол, в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. А монопольнее РЖД ничего и нет. И требование обязательно предъявлять правительству экономическое обоснование каждый раз, как придёт охота менять тарифы, слабая гарантия.
Например, РЖД, задирая цены, ссылается на то, что электричество нынче дорожает. Но, как утверждают специалисты, доля электроэнергии в расходной статье РЖД не выше 5 процентов. А подорожание билетов ежесезонно составляет от 10 до 20 процентов. И рождаемый закон эту ситуацию не регулирует.
Очевидно, что на основании этого закона появится на свет Положение, которое уже более детально и предметно объяснит, какие новые возможности дарует этот правовой акт обыкновенным пассажирам железной дороги. Что бы уж окончательно понять, насколько новодел — попутная песня. И есть ли повод для торжества всего народа.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Сентябрь 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
В благодарность за труды