- О РЖД
- Станции
- Контейнеры
- Карты и схемы
- Пасс. перевозки
- Безопасность движения
- История
- Путь
- Узкоколейки
- Локомотивы
- Грузовые вагоны
- Тормозные системы и автосцепка
- Организация движения поездов
- Грузовая и коммерческая работа
- СЦБ и связь
- Электроснабжение
- Прочие хозяйства
- Метрополитен
- Скоростные поезда
- Cервисы 1520mm.ru
- Обзор прессы
- Коротко о транспорте
Расчетливое уничтожение истории
Последнему паровозному депо Москвы грозит исчезновение
Газета (Москва) 8 декабря 2008 г.
Антон Размахнин
Станцию Подмосковная пытаются сделать памятником архитектуры В минувшую пятницу в городской комитет по культурному наследию (Москомнаследие) была подана заявка на включение станции и депо «Подмосковная» в реестр памятников истории и архитектуры.
Если специалисты комитета одобрят заявку (это по правилам должно произойти в течение недели), деревянным и каменным зданиям 1901 года постройки будет придан охранный статус вновь выявленного объекта культурного наследия, после чего снос и радикальные переделки строений будут запрещены. В противном случае на месте последнего в столице уголка паровозной эпохи может оказаться жилая и офисная застройка.
Дело в том, что генеральная схема реконструкции Московского железнодорожного узла предусматривает освоение жилой и офисной застройкой некоторых территорий Московской железной дороги. В их число попала и Подмосковная. Сотрудники станции и экскурсоводы музея истории МЖД, что на Рижском вокзале, неофициально подтверждают эту информацию, подчеркивая, что ожидают вывода Подмосковной из эксплуатации в ближайшие недели.
Станция Московско-Виндавской железной дороги возле села Всехсвятское и локомотивное депо при ней с 1901 по 1904 год были конечным пунктом этой дороги. Пути и станции в тогдашней черте города, как и Рижский вокзал, к сроку не построили из-за бюрократических неурядиц и конфликтов с собственниками. Добираться до центра Москвы доставленным в Подмосковную пассажирам из Великих Лук, Ржева, Волоколамска было довольно неудобно: возле станции не было даже биржи извозчиков.
Когда в строй вошел московский участок дороги, Подмосковная потеряла свое значение как вокзал. Деревянное станционное здание на улице Космонавта Волкова, дом 10, корпус 2 сейчас полуразрушено. Однако локомотивное депо с поворотным кругом (нынешняя конструкция с электроприводом — одна из первых советских конструкций этого назначения, производства завода «Динамо») уцелело и не подвергалось реконструкции за всю свою столетнюю историю.
После перевода Московского железнодорожного узла на электротягу депо «Подмосковная» оставило в своем составе паровозы. Знатоки железнодорожного дела утверждают, что они должны были служить средством эвакуации на случай ядерной войны, которая могла вывести из строя бортовую электронику более современных локомотивов.
Сейчас в депо «Подмосковная» — в основном маневровые тепловозы, но как минимум один паровоз серии «Лебедянка» (1950-е годы постройки) в строю до сих пор: на нем пять дней в неделю катаются экскурсанты. Поездка от Рижского вокзала до Подмосковной занимает полчаса.
Другие постоянные гости станции — кинематографисты. Здесь, например, недавно снимали нашумевшего «Адмирала»: в кадрах фильма можно увидеть все ту же «Лебедянку» послевоенной модели.
Комплекс построек станции Подмосковная (деревянные станционное здание, жилой дом для сотрудников станции, административное здание, а также кирпичные постройки депо и ныне неиспользуемой водонапорной башни) — единственный уцелевший комплекс станции Московско-Виндавской железной дороги из построенных к 1901 году по проектам Юрия Дидерикса, за исключением кирпичного Виндавского (ныне Рижского) вокзала. Остальные станции, находившиеся к западу от Москвы, были разрушены во время Великой Отечественной войны. Это хороший образец раннего русского промышленного модерна: стилистика построек, утверждают краеведы, лаконична, но вполне отчетлива.
Предлагаю уничтожить Царь-пушку. Практического значения она всё равно не имеет, зато на этом месте какой торговый комплекс можно построить! 🙂