Расчетливое уничтожение истории | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Расчетливое уничтожение истории

Последнему паровозному депо Москвы грозит исчезновение
Газета (Москва)  8 декабря 2008 г.
Антон Размахнин

Станцию Подмосковная пытаются сделать памятником архитектуры В минувшую пятницу в городской комитет по культурному наследию (Москомнаследие) была подана заявка на включение станции и депо «Подмосковная» в реестр памятников истории и архитектуры.

Если специалисты комитета одобрят заявку (это по правилам должно произойти в течение недели), деревянным и каменным зданиям 1901 года постройки будет придан охранный статус вновь выявленного объекта культурного наследия, после чего снос и радикальные переделки строений будут запрещены. В противном случае на месте последнего в столице уголка паровозной эпохи может оказаться жилая и офисная застройка.

Дело в том, что генеральная схема реконструкции Московского железнодорожного узла предусматривает освоение жилой и офисной застройкой некоторых территорий Московской железной дороги. В их число попала и Подмосковная. Сотрудники станции и экскурсоводы музея истории МЖД, что на Рижском вокзале, неофициально подтверждают эту информацию, подчеркивая, что ожидают вывода Подмосковной из эксплуатации в ближайшие недели.

Станция Московско-Виндавской железной дороги возле села Всехсвятское и локомотивное депо при ней с 1901 по 1904 год были конечным пунктом этой дороги. Пути и станции в тогдашней черте города, как и Рижский вокзал, к сроку не построили из-за бюрократических неурядиц и конфликтов с собственниками. Добираться до центра Москвы доставленным в Подмосковную пассажирам из Великих Лук, Ржева, Волоколамска было довольно неудобно: возле станции не было даже биржи извозчиков.

Когда в строй вошел московский участок дороги, Подмосковная потеряла свое значение как вокзал. Деревянное станционное здание на улице Космонавта Волкова, дом 10, корпус 2 сейчас полуразрушено. Однако локомотивное депо с поворотным кругом (нынешняя конструкция с электроприводом — одна из первых советских конструкций этого назначения, производства завода «Динамо») уцелело и не подвергалось реконструкции за всю свою столетнюю историю.

После перевода Московского железнодорожного узла на электротягу депо «Подмосковная» оставило в своем составе паровозы. Знатоки железнодорожного дела утверждают, что они должны были служить средством эвакуации на случай ядерной войны, которая могла вывести из строя бортовую электронику более современных локомотивов.

Сейчас в депо «Подмосковная» — в основном маневровые тепловозы, но как минимум один паровоз серии «Лебедянка» (1950-е годы постройки) в строю до сих пор: на нем пять дней в неделю катаются экскурсанты. Поездка от Рижского вокзала до Подмосковной занимает полчаса.

Другие постоянные гости станции — кинематографисты. Здесь, например, недавно снимали нашумевшего «Адмирала»: в кадрах фильма можно увидеть все ту же «Лебедянку» послевоенной модели.

Комплекс построек станции Подмосковная (деревянные станционное здание, жилой дом для сотрудников станции, административное здание, а также кирпичные постройки депо и ныне неиспользуемой водонапорной башни) — единственный уцелевший комплекс станции Московско-Виндавской железной дороги из построенных к 1901 году по проектам Юрия Дидерикса, за исключением кирпичного Виндавского (ныне Рижского) вокзала. Остальные станции, находившиеся к западу от Москвы, были разрушены во время Великой Отечественной войны. Это хороший образец раннего русского промышленного модерна: стилистика построек, утверждают краеведы, лаконична, но вполне отчетлива.

Один комментарий: Расчетливое уничтожение истории

  • кот_Васька говорит:

    Предлагаю уничтожить Царь-пушку. Практического значения она всё равно не имеет, зато на этом месте какой торговый комплекс можно построить! 🙂

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Декабрь 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
В благодарность за труды