Государство встало под разгрузку | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Государство встало под разгрузку

(Источник: КоммерсантЪ, 12.01.2009,  Алексей Екимовский)

Оно может оплатить ненужные рынку железнодорожные вагоны.
Государство может увеличить уставный капитал не только ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), но и его дочернего оператора – Первой грузовой компании (ПГК). Деньги предназначены на закупку вагонов: так чиновники намерены поддержать машиностроительные заводы. Для сохранения докризисных планов по закупкам только ПГК потребуется более 32 млрд руб. Но эксперты и участники рынка считают, что на фоне резкого падения объемов железнодорожных перевозок выпускать новые вагоны бессмысленно.
Вчера на совещании по вопросам стабилизации ситуации в реальном секторе экономики с участием президента Дмитрия Медведева, проходившем на заводе «Салют» (подробнее см. Коммерсант за 12.01.09 стр. 3), Минпромторг предложил увеличить уставные капиталы ОАО РЖД или ОАО ПГК (на 100% принадлежит РЖД) для поддержки машиностроения. По словам заместителя главы министерства Дениса Мантурова, Минпромторг и Минтранс создали рабочую группу, «которая вырабатывает единую позицию эксплуатантов и поставщиков в области транспорта и машиностроения». «Есть подтверждения на закупку в 2009 году 19,8 тыс. вагонов, – пояснил чиновник. – Но чтобы мы сохранили прежний темп и нынешние мощности, необходим минимальный объем около 40 тыс. вагонов». Деньги, вносимые государством в капитал ОАО РЖД и ПГК, и должны пойти на закупку дополнительных вагонов «на более выгодных условиях, чем до кризиса».
О возможности увеличения уставного капитала ОАО РЖД чиновники говорили уже не раз, но о помощи ПГК речь зашла впервые. В ПГК «Ъ» подтвердили, что предложение обсуждалось в конце 2008 года. Источник в компании пояснил, что по «докризисному» варианту инвестпрограммы ПГК планировала закупить 31 тыс. вагонов. «Но мы сократили инвестпрограмму и из собственных средств готовы профинансировать поставку 8,8 тыс. вагонов», – уточнил собеседник «Ъ». По его словам, ПГК предложила в качестве одного из вариантов довести объем закупок в 2009 году до 22 тыс. вагонов за счет увеличения уставного капитала компании. Исходя из нынешней стоимости вагона в 1,45 млн руб. (ПГК намерена покупать крытые вагоны и полувагоны), требуемый объем средств может составить 19,14 млрд руб. Если же государство захочет профинансировать прежнюю инвестпрограмму ПГК полностью, то размер поддержки может превысить 32 млрд руб. Наиболее предпочтительный механизм поддержки – увеличение уставного капитала ОАО РЖД, которое оплатит допэмиссию ПГК, отмечает собеседник «Ъ».
В то же время финансовый кризис привел к резкому падению железнодорожных перевозок: по данным ОАО РЖД, спад в декабре достиг 30%. Из-за снижения спроса и цен на материалы стоимость вагонов тоже упала. По словам участников рынка, если в августе полувагон стоил около $90-95 тыс., то сегодня – менее $50 тыс. По данным Минэкономразвития за 11 месяцев 2008 года, выпуск тепловозов и грузовых вагонов в ноябре сократился по отношению к ноябрю 2007 года на 12,5 и 12,7% соответственно, хотя в течение года рост составлял 16,9 и 14,9% соответственно. Денис Мантуров пояснил «Ъ», что обсуждаемые в правительстве меры поддержки отрасли призваны не допустить дальнейшего снижения цен на продукцию машиностроения, поскольку это отрицательно скажется на рентабельности производителей.
Но отраслевые эксперты и участники рынка полагают, что в условиях резкого спада объемов перевозок новые вагоны рынку не нужны: уже сейчас без груза на сети простаивает более 250 тыс. вагонов. «Поддерживать машиностроение путем повышения спроса на продукцию, которая не востребована рынком, – неэффективное расходование госсредств», – считает глава исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. Вице-президент по железнодорожным операциям транспортной группы FESCO Сергей Гущин добавляет, что еще более остро стоит проблема с уже купленными вагонами. «Сейчас доход от эксплуатации подвижного состава снизился втрое, а вагоны покупались по высоким ценам, так что практически у всех операторов есть серьезный разрыв в бюджете из-за высоких ставок лизинговых платежей», – поясняет господин Гущин. По его словам, если операторы вагонов не получат господдержки (например, в виде создания государственной лизинговой компании, которая могла бы перевести их долларовые контракты в рублевые), то еще около 100 тыс. вагонов могут оказаться в собственности лизинговых компаний и банков, которые будут вынуждены сами искать способ их реализовать, способствуя тем самым общему снижению цен на вагоны.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Январь 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
В благодарность за труды