В старых традициях: речь президента ОАО РЖД | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

В старых традициях: речь президента ОАО РЖД

Вести
30.06.2009 10:38, ВЕСТИ/ПРЯМОЙ ЭФИР
Аркадий ДВОРКОВИЧ, помощник президента РФ: У меня возникла масса вопросов, конечно, я их еще задам, но перед тем, как задать, вообще, такого пессимизма я давно не слышал, но думаю, что другие… особенно пессимизм про эту самую так называемую антикризисную политику, которая определяется в одном кабинете. Но я думаю, что участники еще получат возможность подискутировать на эту тему, но сейчас я хотел бы, чтобы мы, во-первых, вместе поздравили с днем рождения Владимира Ивановича Якунина, который является гостем форума.
Владимир ЯКУНИН, президент ОАО «РЖД»: Спасибо большое. Похоже, напросился. Не хотел.
Аркадий ДВОРКОВИЧ: И поскольку, во-первых, железнодорожный транспорт, безусловно, и состояние его является отличным индикатором того, что происходит в экономике в любой большой стране, а во-вторых, поскольку мы сегодня, в том числе, будем говорить о локомотивах роста, хотелось бы услышать, Владимир Иванович, ваше мнение о том, действительно, где мы находимся, в какой точке вы это видите, наверняка, по тому, что происходит в вашем огромном хозяйстве. Во-вторых, действительно ли есть локомотивы? Есть ли локомотивы, во-первых, у вас, а во-вторых, в целом в экономике?
Владимир ЯКУНИН: Прежде всего, я хочу вас всех поблагодарить за аплодисменты и за поздравления. Честно говоря, надеялся сохранить инкогнито, не очень получилось. Пришел, потому что всегда выполняю свои обещания. Я обещал организаторам прийти, забыв о том, что 30-е число — это тот день, когда, значит, каждый старается куда-нибудь так забиться под колодку, ну, и переждать этот не очень простой период времени.
Уважаемые участники конференции, в этом зале я вижу большое количество людей, к которым в полной мере можно отнести шутливое определение «патологические оптимисты», потому что только патологические оптимисты могут оптимистично говорить о том, что у нас сейчас происходит и как мы с этим боремся. Но не только в зале есть такие патологические оптимисты. Я вижу, по меньшей мере, двух таких людей, которые сидят здесь. Это, безусловно, Аркадий Владимирович и Эльвира Сахипзадовна. Делаю это без всякого комплимента, это действительно правда, и в каждой шутке есть доля шутки.
В силу определенных обстоятельств мне довольно много приходится общаться с тем, кого обозвали сегодня экономической властью в Российской Федерации, и я знаю, какие непростые процессы происходят при выработке определенных решений. Я не собираюсь добавлять пессимизм. Я собираюсь добавить того объективизма, который свойственен при руководстве предприятием, как мы его называем, реального сектора экономики. Кстати, Аркадий, я бы, например, сюда добавил не только «пока работают заводы», но и пока, значит, работает сектор сервиса для реальных людей. Это потому что тоже, на мой взгляд, составляет тот самый реальный сектор, о котором мы сегодня говорим.
Несколько цифр, которыми хочу с вами поделиться. Кстати, в виде подарка к дню рождения, значит, я где-то забыл тезисы своего выступления, так что уж не обессудьте, буду говорить то, что знаю, и то, что помню, а не то, что написано.
Значит, чем характеризуется сегодняшнее состояние экономики, наши экономические власти знают, исходя из фразы, которую произнес Владимир Владимирович Путин: «Для того чтобы определить состояние экономики, достаточно посмотреть на график погрузки грузов ОАО «РЖД». Это сказал он. Значит, это неоднократно повторял я. И что мы сегодня имеем? Погрузка за полгода у нас упала на 22,7 процента. Мы пока находимся в графике, который сами для себя определили в ноябре прошлого года, когда защищали свои бюджеты, и инвестиционный бюджет в том числе, перед правительством Российской Федерации. Тогда и Эльвира Сахипзадовна, и Игорь Иванович Шувалов, и Владимир Владимирович поддержали нас в пессимистичном прогнозе, что падение погрузки будет не менее 6 процентов. Мы ошиблись, и буквально через несколько недель общее мнение заключалось в том, что это будет не менее 19 процентов. Так вот, мы сегодня находимся в графике достижения, значит, уровня падения минус 19 процентов. О чем это свидетельствует? Это свидетельствует о том, что те меры, которые сейчас предпринимаются, они хотя и являются весьма масштабными, тем не менее они общую тенденцию экономического кризиса, который развернулся в глобальной экономике, естественно, позволить нам отдельным образом, значит, преодолеть не разрешают.
Естественно, возникает вопрос, а почему вот у тех стран, которые были перечислены в основном докладе, получается несколько иначе. Я позволю себе на этом остановиться несколько позже. Сразу хочу оговориться, что некоторые выводы, которые здесь прозвучат, это выводы не только правления ОАО «РЖД» и президента ОАО «РЖД» — это еще и выводы Центра проблемного анализа и государственного проектирования, в котором я имею честь вести научный семинар, который посвящен вопросам государственного управления.
Итак, первую цифру я назвал. Что для нас явилось неожиданным, но что, по всей видимости, мы должны учитывать в своей дальнейшей работе все, это то, что пассажиропоток при этом упал на 12 процентов, причем в дальнем следовании — на 10 процентов, а в пригородном сообщении — даже на 14 процентов. Я думаю, что это специфический психологический эффект, который возник в нашем обществе. Потому что на Западе, на Западе, да, упали грузовые перевозки, но они, собственно говоря, для железнодорожного транспорта никогда не являлись основным видом деятельности, но пассажирские перевозки, они, по сути дела, не упали. Просто наш народ, он привык, когда ему говорят, что будьте спокойны, значит, страна будет находиться в некоей тихой заводи, кризис нас не коснется — что они делают, они галопом бегут в банки и начинают менять деньги. Значит, то же самое, по всей видимости, происходит и сейчас. Опять-таки, ситуация тяжелая, лучше поберечь деньги, где можно, не платят за пригородные перевозки, но сократили свои поездки, потому что — а что там получится? Мне кажется, что это некоторая психологическая особенность нашего общества.
Рост мы сегодня наблюдаем только по двум позициям номенклатурным. Это уголь на экспорт и это нефтепродукты на экспорт. Вот здесь, значит, некоторое оживление происходит. Во всех остальных номенклатурных группах мы по-прежнему фиксируем отсутствие оживления, которое можно было бы назвать оживлением экономическим. На протяжении практически 5-ти месяцев у нас стоял внутренний спрос, потому что субъекты Федерации не могли определиться со своими программами, программами строительства. Поэтому цемент, щебень, песок, бетон, прошу прощения, этот самый, лес — это всё находилось в состоянии полной стагнации. Сейчас некоторое оживление мы фиксируем, но цифра минус 22,7 процента, по-моему, должна говорить сама за себя.
Очень важным аспектом для нас для всех, для вас, прежде всего, является вопрос тарифной политики в государстве. Вы все, естественно, стремитесь к сокращению своих издержек. Я хочу, чтобы вот в этом зале прозвучали слова, и если у кого-то есть возможность сказать: «А у нас еще лучше», — я хочу, чтобы вы тогда подняли руку и, пользуясь моим временем, сказали: «А у нас лучше». Значит, сегодня РЖД рассматривают по парадигме нескольких легенд. Легенда номер один: РЖД — это государство в государстве. Значит, парадигма номер два: тарифы РЖД ведут к росту инфляции безудержному. И, наконец, третье: они такие богатые, сами выживут. Докладываю. В прошлом году, — я надеюсь, что если… я говорю по памяти, Эльвира Сахипзадовна, вы меня сразу поправьте, если я ошибусь, — в прошлом году было принято решение о том, что рост тарифов РЖД составит 14 процентов. При этом рост энергетики, в энергетике составит 25… 19 процентов. Ну и, значит, «Газпрому», по-моему, 16 там давали, да? Значит, в результате что было сделано. Было принято решение правительством, мудрое решение для поддержки именно реального сектора экономики, о том, что тарифы не будем поднимать в полном объеме — поднимем на 50 процентов, а 50 процентов будет компенсировано из бюджета Российской Федерации. Я считаю, что это абсолютно правильное решение. Вот по реальному сектору экономики, может быть, самое правильное и самое главное, не хочу говорить, единственное, не мое право. Но что получилось в результате? Значит, нет ни одного региона в Российской Федерации, в котором бы мы не фиксировали рост стоимости энергии меньше чем 25 процентов. В Калининградской области — 25 процентов, везде дальше — до 45 процентов в Дальневосточном округе. Возникает вопрос, значит, как же так, РЖД — тарифы снижаем для того, чтобы не допустить инфляцию. При этом энергетики тарифы имеют значительно больше, и вы все это знаете, и это на инфляцию не влияет. Докладываю вам, что рост тарифов на 8 процентов в железнодорожном транспорте, это я по поводу легенд, приводит к инфляционным последствиям в размере 0,1 процента инфляции. При этом РЖД производит около 3 процентов ВВП. Возникает вопрос. Если мы не будем работать, если мы не будем инвестировать и если мы не будем перевозить грузы, то за счет чего вот эти 3 процентов ВВП можно компенсировать было бы? Ответ на этот вопрос мы находим как раз в тех странах, которые здесь упоминались, и могу к этому добавить еще и Италию, Испанию, Францию, Китай, который посетил по, значит, делам своим командировочным.
Что сделали в Испании? С благословения короля 45 миллиардов евро инвестировали в развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей. Потому что у них рухнул туристический сектор и рухнул сектор строительства коммерческого, значит, «риал эстейта» — жилья и офисов. В Италии еще более масштабная программа. Во Франции премьер-министр рассказывает о том, что они переносят инвестиции в 4 новые высокоскоростные магистрали с 2013 года на 2010-09 год. Задаю ему вроде бы наивный вопрос: «А как же вы это делаете? У вас дефицит бюджета и так далее». Что он отвечает? А нас, говорит, дефицит бюджета не интересует. Нам важно сохранить рабочие места, постараться сохранить ВВП и создать условия для дальнейшего роста экономики. Говорит, практически как многие из сидящих в этом зале, хотя и на французском языке.
А теперь легенда о том, что такие богатые, что сами со всем справятся. Когда мы докладывали, в том числе и министру экономического развития, и правительству свою программу с тем, чтобы обосновать тарифный рост, мы предоставили программу сокращения издержек РЖД на 173 миллиарда рублей. Это 20 процентов по отношению к 2008 году. 20 процентов. Мы первыми, и мы реализовали эту задачу, на 20 процентов сократили издержки. По стройке, мы сократили стоимость стройки с учетом инфляции минимум на 20 процентов. Я хочу, чтобы в зале, если есть руководители, которые по такому же принципу строят свои бюджеты сегодня, чтобы они обозначились. На 20 процентов сокращаем всё. Сокращаем не только потому, что нужно сэкономить, а сокращаем потому, что мы считаем, что мы были той же жертвой надувания баллона финансового, который привел к экономическому краху в глобальном масштабе. Ну, не соответствуют наши возможности тем действиям, которые осуществлялись!
Приведу еще один пример. За 5 последних лет существования, это 5 лет существования ОАО РЖД, у нас рост производительности труда 48 процентов, при этом рост заработной платы, фонда заработной платы — 28 процентов, мы постоянно жестко привязывали рост заработной платы к росту производительности труда, и это при том, что у нас есть коллективный договор, и стоит он нам 90 миллиардов рублей. Что произошло в это время в России? Рост производительности труда — 23 процента, это в том числе, по всей видимости, и у вас, уважаемые коллеги, при этом рост заработной платы в России составил 60 процентов. Ну, при такой экономике а на что вы, собственно говоря, рассчитывали? И я знаю, какому давлению вы подвергались со стороны губернаторов, которые требовали, чтобы вы поднимали заработную плату. Я считаю тоже, что у нас рабочая сила недооценена, недооплачена, но нельзя же одно делать, а другого не делать. И вот то, что было сделано, оно, в том числе, привело и к нарастанию социальной напряженности сегодня.
В результате, завершая свое краткое выступление, хочу сказать о следующем. Я считаю, что этот форум — надлежащее и правильное место, на котором нужно не просто уговаривать друг друга, что надо бы реальный сектор экономики поддержать, а вырабатывать конкретные предложения и требовать, чтобы этот самый реальный сектор реально поддерживался.
И, наконец, последнее. Мы очень много последнее время говорили о той рыночной экономике, которая создается или создана в стране. Не надо питать себя иллюзиями. То, что мы создавали, не относится ни, по большому счету, к рыночной экономике, и уже перестало быть государственной экономикой. А то, что наблюдаем в действиях, антикризисных действиях правительств других стран, показывает, что они тоже далеко не девочки и чистоту свою в области экономической науки блюдут постольку, поскольку это выгодно. Если надо спасать частные банки, они их национализируют. Если надо поддерживать какие-то отрасли промышленности, они не деньги дают — они их национализируют, хотя это тоже деньги. И я думаю, что сегодня мы сталкиваемся с абсолютной необходимостью более четкого определения необходимости влияния и участия государства как в экономическом планировании, так и в его реализации. При этом исходя из того, что предпринимательство должно развиваться в условиях стабильного законодательства, в стабильных налоговых условиях, в которых мы живем, и в стабильной тарифной политике. Вот на этом я позволю себе сделать заключение. Спасибо большое!

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Июль 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн   Авг »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
В благодарность за труды