Как надрывается пресса по теме безбилетников | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Как надрывается пресса по теме безбилетников

Телеканал Россия

12.08.2009
ВЕСТИ-МОСКВА 11:30 17:25

ВЕДУЩАЯ: Последний заслон на пути у «зайцев». Ежедневно из-за любителей бесплатного катания МЖД недосчитывается до 200-т тысяч рублей на каждом направлении. Чтобы эта сумма стала меньше, на вокзалах к каждому турникету теперь приставлен еще и контролер. Повысить сборы от пригородных перевозок железнодорожники пытаются и другим способом — воззвав к совести безбилетников. Насколько действенны новые меры — в репортаже наших корреспондентов.
Репортаж Олега Мурашёва
КОРР.: Совесть пассажира — последний контролёр. Именно на эту эфемерную субстанцию (совесть- теперь ничто, обратите внимание — 1520mm.ru) решили воздействовать столичные железнодорожники, чтобы повысить сборы от пригородных пассажирских перевозок. На московских вокзалах теперь развешены плакаты с призывом честно оплачивать свой проезд. В качестве благодарности за сознательность приводится подробный отчёт, на что расходуются вырученные деньги.
Пригородные электрички по определению убыточны, причём во всём мире. На железной дороге понимают, что чуда не произойдёт и прибыльными они не станут. Но есть надежда, что подобные плакаты позволят минимизировать потери.
А потерь немало. И главный их источник — «зайцы». Понимая, что воззвания к совести сами по себе мало что значат, железнодорожные начальники решили усилить моральное воздействие физическим. Теперь на Курском вокзале возле каждого турникета стоит по охраннику. Здесь верят, что союз человека и машины действует эффективнее, чем то и другое по отдельности.
Максим МАЯЦКИЙ, старший смены: Автомат можно обмануть всегда. Правильно?
— А человека нельзя обмануть?
Максим МАЯЦКИЙ: И человека тоже можно. Но когда стоит и автомат, и человек, это уже сложнее сделать.
КОРР.: Между тем, полномочий у «живой изгороди» не больше, чем у турникетов. Если «заяц» окажется особо резвым, никто его останавливать силой не вправе. Тем более что купить билет можно и в поезде, и в кассе на выходе. А можно и вообще не покупать. Бесплатных лазеек немало — от дырок в заборах и хождения по путям до полного отсутствия каких бы то ни было преград на многих станциях.
Даниил МЕДВЕДЕВ: Садятся чуть дальше там, если на три станции дальше сесть, то, скажем, возле какого-то метро сесть, то там просто обходишь поезда, пути и проходишь спокойно.
КОРР.: Ездить «зайцем» — привилегия молодых. Там где спортсмен-безбилетнник просто перепрыгнет преграду, пассажирам преклонного возраста приходится подолгу ждать в очереди на выход, имея при этом все права на проезд.
Нина КУРЯЕВА: Еду, например, с Сундала, да, там нет у нас билетов, не продают. Я еду по документам. Документы в поезде у меня проверили, а здесь я выйти не могу. Здесь к кассе невозможно подойти, потому что очереди огромные, большие. Ну, как можно так?
КОРР.: Очередь в кассу на выход объясняется просто: здесь верят на слово. Пассажир издалека может сказать, что проехал всего одну станцию, и ему продадут самый дешёвый билет за 22 рубля. Действующая система оплаты проезда сама толкает людей к мошенничеству.
Владимир МЯГКОВ, начальник службы МЖД по связям с общественностью: Люди пытаются что-то выгадать. Если ничего не выгадывать, приобретать нормальный билет по нормальной стоимости на всю ту поездку, которую они совершают, то, в общем-то, реально, так сказать, можно без проблем и сесть в поезд, и выйти из поезда, и совершить поездку.
КОРР.: Между тем, зачастую пассажиры шельмуют не от хорошей жизни. Билеты нынче слишком уж дороги. И не в последнюю очередь из-за того, что система контроля оплаты громоздка, сложна и во многом дублирует сама себя.


Из жизни «зайцев»
Иногда полезно ездить на дачу электричкой. Из окна автомобиля не видно многих важных граней жизни. Я понял, например, что далек от народа, а для моей профессии это непозволительная роскошь, ведь журналист (читай — «интеллигент») — совесть нации. А на меня пассажиры смотрят волком.
Почему? Все очень просто. С детства наученный, привыкший жить по законам совести, уверенный, что они совпадают и с законами моего государства, я тупо, раз за разом, каждые пятницу и воскресенье (чтобы не стоять по три-четыре часа в пробках) покупаю билеты на электричку до нужной мне станции — до Тучково и обратно. Простая математика совести. Билет от Белорусского вокзала до Тучково стоит 126 рублей. На платформу к электричке без билета не пропустит турникет — необходимо сунуть билет стороной со штрихкодом в щель металлического «контролера».
Что делают пассажиры, отъезжающие, скажем, в Вязьму, Бородино, Можайск, Гагарин, Кубинку или в то же Тучково? Покупают билет до ближайшей станции, скажем, до Беговой. Или до Сетуни. Это всего 22 рубля. Тем, кому до Одинцово, Голицино или чуть дальше, отделаются именно этой суммой. Те, кому до родины первого космонавта, до Можайска или Бородино, — доплатят. Но немного.
Где-то в районе Кубинки в вагон заходят контролеры. Каждый «обслуживает» свой ряд. В вагоне нет ни одного, подчеркну, ни одного (!) пассажира с правильным (честным) билетом. Кроме меня, сволочи такой! И моей семьи. У всех остальных наготове пять червонцев. Кто из нагрудного кармана, кто из дорожного детектива на коленях, а кто и из ладони, как фокусник Акопян, с готовностью и даже с заискивающей улыбкой отдает червонцы контролерам. Те, делая серьезное лицо блюстителей законности и порядка на железной дороге (все-таки синяя нарядная форма с погончиками, фуражка или пилотка с солидной кокардой и профессия «держиморды на колесах» обязывают!), прячут червонцы в карман. «Ай-яй-яй, нехорошо, — как бы хмурятся складочки над дугами бровей. — Что же вы, гражданин, «зайцем-то»?! А еще в очках! И с криминальным романом Дашковой в руках. Несолидно», — как бы упрекает пассажира колючий (впрочем, с лучиком лукавства) взгляд контролера. (Правда, встречаются, но реже, и веселые, с румянцем азарта на молочных щеках контролеры. Те с улыбкой во весь рот, с прибаутками, чуть ли не с частушками собирают с пассажиров червонцы. Так радуются хорошему урожаю ягод в старом саду.) Представьте масштаб поборов в пределах матушки-России!
И все довольны. Пассажиры — тем, что объегорили выжимающие из него последние соки государство, его «дурацкие» законы платить за проезд и алчную железную дорогу, каждый сезон вздымающую цены на билеты. Контролеры — тем, что аппетитно, как попкорн, хрустит от червонцев карман. Правда, немалая часть «капусты» от «зайцев» уйдет наверх, бригадиру и выше, но все равно что-то останется и им, простым «стражам порядка». (Это не подозрение «старого ворчуна» — бравое уточнение одной пригожей контролерши, не к месту развязавшей язык перед какой-то въедливой пассажиркой, запросившей, видите ли, квитанцию об уплате штрафа.)
И государство, стало быть, довольно: его граждане (пассажиры) доехали до своих родных грядок-кормилиц за устраивающую их (граждан) цену, при этом оказав добровольную «материальную помощь» железнодорожникам, которым не хватает их официальной зарплаты. Этакая всеобщая, круговая благотворительность. Круговорот лукавства в природе.А тут я, сволочь такая, со своим правильным билетом! Со своими принципами. На меня смотрят, как на врага народа, и пассажиры, и контролеры. Вот-вот, и жену прорвет на гневный осуждающий спич. Пока она только с мягким укором смотрит на то, как я покупаю в кассе билеты — три по 126 в одну сторону. И три по 126 — в другую.Я не уверен, что прав, соблюдая закон, написанный для всех. Ведь в категорию «все» входят и те, кто едет со мной в электричке, и те, кто обгоняет нас на «Мерседесах», и те, кто лихо собирает червонцы… И те, кто эти законы выдумывает. Был уверен, что прав, живя по совести, а теперь нет, потому что мое понимание совестливости не совпадает с общепринятым. С благоприобретенным за последние годы. По сути — узаконенным, ставшим привычкой, вторым «Я» общества. Я не знаю, прав ли, газетной строкой «закладывая» своих земляков-пассажиров и их «благодетелей»-контролеров. Но понимаю, что коррупция в глобальном, государственном масштабе начинается с коррупции совести каждого из нас.
Наша совесть — заложник нашей экономики.

Трибуна, 13.08.2009

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Октябрь 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Ноя »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
В благодарность за труды