Надежда на «чужого дядю» | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Надежда на «чужого дядю»

Известия
16.05.2012

Частных инвесторов прокатят на электричках
Минэкономразвития направило в правительство проект концепции развития пригородных железнодорожных перевозок
В правительстве рассчитывают, что к 2025 году объем частных инвестиций в развитие пригородных железнодорожных перевозок составит 100 млрд рублей. Этот показатель заложен в разработанном Минэкономразвития проекте концепции развития таких перевозок. 30 апреля он был направлен на рассмотрение первому вице-премьеру Игорю Шувалову, сообщил «Известиям» источник, знакомый с документом.
Концепция согласована Минтрансом, Минздравсоцразвития, Федеральной службой по тарифам и РЖД. Чиновники уверены, что реализация основных положений предложенной концепции вместе с формированием соответствующей нормативной базы позволит привлечь в отрасль частные инвестиции и обеспечить устойчивое развитие этому сегменту. Как результат, пассажирооборот пригородных перевозок может вырасти с 29,1 млрд пассажиро-километров в 2011 году до 32,3 млрд пассажиро-километров в 2025 году, а доля новых вагонов в парке увеличится с 25% до 50%.
Сейчас деятельность пригородных пассажирских компаний стабильно убыточна. В 2011 году в развитие этих перевозок не пришло ни одного рубля от частных инвесторов. Однако уже в 2015 году частные инвестиции, как предполагают разработчики концепции, могут составить 20 млрд рублей, а в 2020 году 55 млрд рублей. Причем возможность инвестирования в железнодорожную инфраструктуру пригородных перевозок, не принадлежащую ОАО «РЖД», будет предоставлена всем заинтересованным участникам отрасли, в том числе на основе механизмов частно-государственного партнерства.
В основу новой концепции заложена модель регионального заказа, обеспечивающего предсказуемость взаимоотношений заказчика и перевозчика на период действия контракта, который должен охватывать не менее одного пригородного направления протяженностью до 200 км. Срок действия контракта будет составлять не менее пяти лет. При этом допускается более длительный срок контракта при необходимости окупаемости инвестиций перевозчика.
В обязательных технических условиях контракта будут прописаны, в частности, общие параметры маршрута, в том числе прогнозный пассажирооборот, минимальное количество остановок поезда на каждой станции за сутки, время отправки первого и последнего поезда по ключевым станциям. Он также будет включать требования к внешнему и внутреннему виду вагонов, их максимальной заполняемости, к пунктуальности. Кроме того, в контракте будут отражены инвестиционные обязательства перевозчика с указанием источников финансирования, принципы установления и условия изменения тарифов в течение срока действия контракта, а также схема финансовой ответственности сторон.
Ожидается, что повышение операционной эффективности комплекса пригородных пассажирских перевозок, на которую рассчитывают авторы новой концепции, сократит потребность отрасли в господдержке к 2025 году на 5-10 млрд рублей в год относительно текущего уровня. Если в 2011 году бюджетные субсидии составили 40 млрд рублей, то после начала реализации новых принципов организации пригородных перевозок, они начнут снижаться на 1,5-2% ежегодно. Концепция предполагает, что затраты РЖД на предоставление услуги по использованию инфраструктуры при осуществлении перевозок в пригородном сообщении будут компенсироваться за счет федерального бюджета.
Аналитик «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов считает, что цели по сокращению господдержки и, одновременно, привлечению инвесторов взаимоисключающие:
Сегмент рынка пригородных перевозок нерентабелен и носит ярко выраженный социальный характер. Поэтому авторам концепции следует найти компромисс. Нужно либо максимально сократить господдержку, но это чревато сокращением пассажиропотока и закрытием социально значимых маршрутов, либо, напротив, увеличить господдержку, создав благоприятные условия для входа в отрасль новых игроков. Однако, в этом случае, рассчитывать на экономический эффект можно будет не ранее чем через 15-20 лет.
В Минэкономразвития не смогли оперативно прокомментировать проект концепции.
В РЖД «Известиям» пояснили, что на сегодня нет необходимых для полноценной работы пригородных пассажирских компаний договорных отношений. Договоры с регионами заключаются не более, чем на два года. При этом нет гарантированных заказов на объемы перевозок, соответствующие фактическим потребностям населения.
Сегодня существуют лишь формальные, а не действующие инструменты, которыми руководствуются пассажиры, пригородные компании и регионы в своих отношениях. Нормативная база лоскутна, фрагментарна, отметили в пресс-службе РЖД.
Новая целевая модель предполагает, что на начальном этапе будет сохранена практика прямого размещения региональных заказов. Но с развитием конкуренции между пригородными компаниями региональные власти смогут перейти к конкурсному размещению заказов. При этом авторы концепции предложили реализовать принцип конкуренции «за маршрут», что подразумевает предоставление одному перевозчику исключительного права осуществлять пригородные перевозки на конкретных маршрутах на срок действия контракта.
Планом мероприятий по реализации концепции предполагается начать размещение региональных заказов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении в 2013 году.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Май 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июн »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
В благодарность за труды