Товарняк догоняет скорый | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Товарняк догоняет скорый

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА  31 октября 2008 г.
Ольга Иванова

Московская железная дорога перевозит в год около 95 миллионов тонн грузов ЧТО ТАКОЕ Москва-пассажирская — вряд ли нужно объяснять. Вокзалы работают почти круглые сутки. На Московскую железную дорогу приходится около половины пассажирских перевозок всей сети. Только пригородные электрички ежегодно доставляют 547 миллионов человек.

А вот что такое Москва-товарная — знают далеко не все, хотя на долю МЖД достается примерно четверть всех железнодорожных грузов. Ее услугами пользуются около 10 тысяч грузоотправителей. Каждый день столица принимает 103 грузовых состава — это более 250 тысяч тонн.

Возьмем один вчерашний день… В Москву было ввезено 150 вагонов каменного угля, 100 цистерн с нефтепродуктами, 100 вагонов со стройматериалами (из них около 150 — с цементом), 30 вагонов с продуктами питания… А за год московская дорога перевозит около 95 миллионов тонн грузов.

Вагоны поданы!
Здесь не скрывают: за клиента сейчас надо бороться. На регулярных встречах, которые проводятся в управлении МЖД, многие грузопроизводители могут вступить в открытый диалог с руководством МЖД по самым разным вопросам, особенно это актуально сейчас, когда снижаются цены на черные и цветные металлы, сокращаются рынки сбыта, кто-то придерживает готовую продукцию на складах… Чтобы не потерять объемы перевозок, МЖД выработала оперативную грузовую стратегию.

Суть ее проста — все для удобства клиента. А для него самое главное — срок доставки груза. Железная дорога нашла способ избавить клиентов от бумажной волокиты с оформлением грузов. Тут внедрена принципиально новая система подготовки и оформления перевозочных документов ЭТРАН — расшифровывается это как электронная транспортная накладная. На самом деле за аббревиатурой скрывается целый комплекс услуг. Клиенту не надо идти на товарную станцию, чтобы кассир (сейчас его называют агентом) готовил комплект перевозочных документов. Клиент все делает сам на компьютере: не отходя от своего рабочего места, «набивает» накладную и отправляет ее в товарную контору, где проверяют правильность заполнения — вес, груз, расчет тарифа, визируют. И груз готов к перевозке.

Уже почти треть клиентов МЖД самостоятельно вводят заявки в электронном виде, благодаря чему сокращается время их согласования и оформления перевозочных документов. Они могут сами на экране проследить не только за прохождением всех бумаг, но и за прохождением своего груза. Могут даже корректировать пункты назначения — никуда звонить не надо. Уже 238 грузоотправителей заключили с МЖД договор на подключение к системе ЭТРАН и теперь свободны от бумажных проволочек и хождений на станцию.

А 16 клиентов шагнули еще дальше в современные технологии, заключив договоры об использовании электронной цифровой подписи, что еще ускорило их обслуживание. При этом вообще исключается бумажный документооборот — только электронный. А с января МЖД вводит еще одно новшество — электронный единый лицевой счет. В каком бы отделении российской дороги отправитель ни грузился, деньги за перевозку централизованно снимаются со счета — и он видит это на экране. Причем система защиты — мощнейшая.

На МЖД открыли «горячую линию», вывесили номера телефонов в товарных конторах. Грузоотправители могут напрямую обратиться к руководству дороги с возникающими проблемами по обеспечению подвижным составом, приему заявок, по другим вопросам, связанным с перевозками грузов. Клиента без вагона не оставят. Когда не хватает своего подвижного состава, службы МЖД сводят грузопроизводителя с владельцем подвижного состава. Сейчас у многих компаний появились собственные вагоны. Но при любом варианте груз будет отправлен.

Год назад на МЖД ввели и систему «одного окна»: клиент приходит в товарную контору, отдает документы на оформление, ему выполняют всю погрузоразгрузочную работу. То есть полностью обслуживают.

Из пункта А в пункт Б
Понятно, что чем быстрее будет доставлен груз, тем клиенту выгоднее.
МЖД одной из первых в стране запустила ускоренные поезда. Для этого формируется однородный груз на одну станцию — и состав без остановок (только для смены локомотива) следует в пункт назначения. Как скорый пассажирский поезд. Например, по маршруту Москва — Находка скорость доставки груза — 7-10 дней. А обычный состав везет до 25 суток.

Контейнерные перевозки ускоренными поездами привлекают таких крупных клиентов, как LG, «Фольксваген»… У МЖД ежесуточно курсирует двадцать таких поездов. На дальние расстояния никакой другой транспорт не может конкурировать с железной дорогой. Не повезешь же на Сахалин груз автомобилем…

Сохранность грузов — вторая привлекательная сторона. У МЖД договор с военизированной охраной, которая сопровождает груз до момента сдачи.

Претензий практически не бывает.

Кстати, МЖД выполняет и так называемые социальные перевозки.

Например, кто еще повезет домашние вещи северян, которые перебираются на «материк», или российских граждан из бывших союзных республик? А сколько семей военных постоянно курсирует по стране! Основной поток идет через Москву. Тарифы на такие перевозки остаются низкими, поскольку никто больше в стране такими социально значимыми перевозками не занимается.

От двери до двери

Техническое перевооружение железных дорог — одна из задач «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года».
Это главный документ и для московских железнодорожников.

За год МЖД «оздоровила» 1137 км пути. Однако объемы перевозок растут, нужно постоянно поддерживать и ремонтировать путь.

В нынешнем году МЖД перешла с устаревшей структуры линейных подразделений на участковую систему организации текущего содержания пути.

Пионером в этом деле стало Смоленское отделение МЖД. Поскольку участки удлинились, возникла необходимость укрупнить бригады ремонтников и перевозить их на дальние расстояния. Смоленские умельцы оборудовали специальный рабочий поезд для путейцев — три вагона. В головном — 67 мест для рабочих, во втором — столовая, раздевалка, душ, сушилка, а третий — платформа для перевозки инструментов и материалов. Теперь такие передвижные бригады появятся по всем отделениям МЖД.

Сегодня на дороге работает 10 сортировочных станций. Увеличение объема перевозок грузов второго и третьего тарифных классов произошло за счет внедрения новых технологий. Например, сортировочная станция Бекасово полностью автоматизирована. За несколько лет вагонооборот на станции увеличился на 53 процента. Чтобы сократить простой, тут используется метод многогруппной системы обработки составов как по прибытии, так и по отправлению. Такая же автоматизированная система управления вводится сейчас на станции Орехово-Зуево.

По словам начальника МЖД Владимира Старостенко, «где развивается промышленность — там надо и нам развиваться». Когда строили «Фольксваген» в Калуге, железнодорожники стали развивать там станцию Перспективная, обеспечивая заводу перевозку грузов. МЖД приступила и к разработке региональных проектов. Например, параллельно с созданием Калужского металлургического комбината начато строительство станции Ворсино на Киевском направлении.

Набирает обороты нефтеналивной пункт на станции Жеча Брянского отделения дороги. В Новомосковске Тульской области разработан проект развития промышленного комплекса, который предусматривает строительство и формирование новой железнодорожной структуры, строительство грузовой станции Новая Промгипсовая, соединительного пути и моста. Проект оценивается почти в 40 миллиардов рублей, из них больше половины — частные инвестиции. В общем, железнодорожники приноравливаются к рыночным условиям.

И надо сказать, не без успеха.

Справка «РГ»

Общая протяженность главных путей столичной магистрали — более 13 тысяч километров пути. Это в 1,5 раза больше, чем от Москвы до Владивостока. Она обслуживает — кроме Москвы и области — еще 11 российских регионов, где в целом проживает около 30 миллионов человек — почти пятая часть населения России. В Мосузле сходятся 11 радиальных направлений, которые связаны между собой Малым железнодорожным кольцом (54 км) и Большим окружным кольцом (558 км).

Из «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года»:

До 2030 года по максимуму грузооборот должен вырасти по сравнению с 2007 годом в 1,58 раза. Планируется построить более 20 тысяч км новых железнодорожных линий (за 70 советских лет на территории России было построено 30 тысяч км, включая БАМ). Безбумажный документооборот полностью сменит старые технологии. Будет организовано производство подвижного состава нового поколения, в том числе мощные экономичные пассажирские и грузовые локомотивы. На российских железных дорогах планируется создать эффективную логистическую систему, то есть прежде всего сеть грузоперерабатывающих терминалов, представляющих спектр широких складских, таможенных и сопровождающих услуг.

Предусматривается внедрение современных логистических технологий управления грузопотоками и главное — предоставление клиентам комплексных услуг по перевозке грузов «от двери до двери» по принципу «одного окна».

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Ноябрь 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт   Дек »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
В благодарность за труды