Интервью Якунина | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Интервью Якунина

ВЕСТИ  27 ноября 2008 г.

Ведущий не назван

ВЕДУЩИЙ: Сегодня в Москве прошло заседание совета директоров компании «Российские железные дороги», на котором обсуждались вопросы, связанные с развитием отрасли. Подробнее о повестке дня в интервью нашему каналу рассказал глава РЖД Владимир Якунин.

Владимир Иванович, здравствуйте. Итак, буквально только что завершился совет директоров. О чем говорили и к чему пришли?

Владимир ЯКУНИН, президент ОАО РЖД: Сегодня у нас в повестке дня было шесть пунктов. Это относительно небольшой совет директоров по количеству вопросов. Но все вопросы были весьма и весьма интересным и объемными. Ну, например, рассматривали вопрос продажи одного из своих заводов, мы рассматривали вопрос о создании дочернего общества на группе заводов, которые занимаются ремонтом в интересах ОАО РЖД. Очень большую дискуссию вызвал вопрос о принятии концепции по реформированию в той части нашей деятельности, которая связана со здравоохранением. Вы знаете, что у нас развитое здравоохранение. Это часть нашей технологии. Мы просто обязаны следить за здоровьем людей, потому что это связано с безопасностью движения. И вот этот вопрос был, наверное, наиболее жарко обсуждавшимся.

ВЕДУЩИЙ: А вы что-нибудь говорили про финансовый кризис, про инвестпрограмму, которую недавно правительство приняло? Вот какая-то корректировка вообще была?

Владимир ЯКУНИН: Сегодня конечно же при рассмотрении любого вопроса так или иначе вставал вопрос о том, а насколько наши оценки, оценки имущества, оценки бизнеса, будут соответствовать тому, что произойдет в 2009 году и в 2010 году. Но мы пришли к одному и общему мнению, базисному мнению. Мы сегодня не принимаем решения, которые могли бы быть чреваты с точки зрения налоговых или иных рисков. Да, сегодня имущество оценено по тем параметрам, которые соответствовали периоду двухмесячной давности. Через 2 месяца, может быть, они станут несколько иными. Но дело в том, что мы сегодня, например, принимаем концепцию или даже принимаем решение о создании дочернего общества, после этого либо нужно создавать бизнес-план, либо приступаем к реализации решения о создании общества. Это длительный процесс. И в этом длительном процессе у нас есть возможности, у нас есть определенные временные рамки, которые позволят компенсировать, возможно, не совсем корректные сегодняшние цифры по отношению к цифрам завтрашним.

ВЕДУЩИЙ: То есть получается, что никакой стагнации нет, что компания развивается, причем в разных направлениях. И все же что касается инвестпрограммы. Мне очень интересно, на что именно пойдут основные средства в 2009 году. Вот какие основные направления вы для себя определили?

Владимир ЯКУНИН: Сегодня говорить о стагнации компании, по всей видимости, просто-напросто невозможно. И это при том, что падение грузовой работы у нас совершенно четко фиксируется и мы уже знаем, в какие параметры это выльется. То есть снижение активности, деловой активности, экономической активности, налицо. Ничего нового мы здесь не открываем. Но мы первыми это ощущаем, потому что мы перевозчики. Мы перевозим людей, мы перевозим грузы, и мы сразу ощущаем, в каких отраслях происходит спад. Следующий год будет сложным, он будет тяжелым. Об этом говорит правительство, об этом вчера на совете по конкурентоспособности очень ярко и очень убедительно говорил премьер-министр Владимир Владимирович Путин. Мне очень запали в память его слова о том, что сегодня колоссально возрастает социальная ответственность капитанов бизнеса, если их можно так назвать. Буквально сказано, что нужно по новому осознать эту ответственность. Именно поэтому правительство приняло решение о том, что инвестиционная программа основных монополий, естественных монополий в государстве не должна резко сокращаться, желательно ее сохранить в целом. Сохранить как определенный буфер, связанный с возможными экономическими последствиями кризиса в частном секторе. Государство сегодня выделяет колоссальные ресурсы для поддержания экономики и естественно оно вправе рассчитывать на государственные банки, на компании, принадлежащие государству или с государственным участием, что они по разумному и правильно и используют эти средства.

ВЕДУЩИЙ: Что касается поддержки государством именно вашей компании, какова и в чем она состоит?

Владимир ЯКУНИН: Государство не просто так поддержку оказывает. Оно сначала потребовало, чтобы мы сократили свои издержки. И мы выходили на правительство с предложением о сокращении издержек на 80 миллиардов рублей.

ВЕДУЩИЙ: За счет чего?

Владимир ЯКУНИН: За счет оптимизации процессов, за счет отказа от проектов, которые сегодня не являются остро необходимыми, за счет сокращения непрофильных расходов, за счет оптимизации численности, за счет оптимизации социальных расходов. Мы никого не сокращаем, но мы готовы к тому, что нам, возможно, тоже придется использовать известные способы борьбы с кризисными явлениями, которые в том числе потребуют и солидарной деятельности вместе с трудовым коллективом. Мы максимально делаем все от нас зависящее, чтобы высококвалифицированный и преданный своему делу народ сохранился в компании — это первое. Второе — мы государству докладывали о том, что сокращение грузовой работы и наша оценка возможного дальнейшего падения грузовой работы может быть в районе 6 процентов, и эта цифра была утверждена.

ВЕДУЩИЙ: А что касается тарифной политики, она как-то будет меняться?

Владимир ЯКУНИН: Правительство приняло решение о том, что тарифный план сохраняется, а вчера на совете по конкурентоспособности этот вопрос задавался Владимиру Владимировичу и он очень убедительно, развернуто объяснил, почему сокращать тарифы естественных монополий сегодня невозможно. Самое простое объяснение заключается в том, что не будет доходов, значит будет падать инвестиционная программа. Будет падать инвестиционная программа (и он обратился к аудитории), они же не смогут у вас покупать вашу продукцию. И такое решение было, в общем, принято бизнес-сообществом.

ВЕДУЩИЙ: Ну, а что касается пассажиров, они ощутят вот эти проблемы РЖД, что непростой год? Может быть, билеты станут чуть-чуть подороже? Или все останется так, как есть?

Владимир ЯКУНИН: Нет. Как я уже сказал, в регулируемом секторе определены тарифные планы. Поэтому ничего дополнительного не будет. Мы будем строже подходить к себе с точки зрения обслуживания пассажиров в пригородном сообщении. Ну, ведь бывает зачастую, что идет электричка, 10 вагонов, а в ней сидит 10 человек. Я думаю, что нам предстоит определенная работа с Министерством транспорта, потому что мы давно уже обращались в регионы, к Министерству транспорта с предложениями закрыть малодеятельные линии или определиться, за счет каких источников они должны содержаться. То есть вот эти вопросы мы, безусловно, будем решать и дальше.

ВЕДУЩИЙ: А что касается реализации скоростных дорог? Понятно, что скорость — это деньги, потому что чем быстрее товар будет оборачиваться… Ведь нужны новые дороги.

Владимир ЯКУНИН: Конечно.

ВЕДУЩИЙ: Вот как с этим обстоит дело?

Владимир ЯКУНИН: По программе, которая утверждена правительством, это программа «Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года». Нам предстоит построить около 20 тысяч километров новых железных дорог. Мы хотим сделать около 2 тысяч высокоскоростных линий. И я полагаю, что это не предел. А потребности нашей огромной территории, конечно, таковы, что здесь еще работать, работать и работать.

ВЕДУЩИЙ: То есть и средств хватит и специалистов хватит, все в этой области достаточно предельно ясно?

Владимир ЯКУНИН: Вы знаете, я бы не стал высказывать такие супероптимистические выводы по поводу того, что и средств у нас хватает на все. Не хватает. Потребностей всегда больше, чем те средства, которые мы можем найти. Но мы выходим с предложениями о приоритетных задачах и мы делаем сбалансированные предложения относительно того, что мы должны сделать. На это хватает. И есть еще масса того, что хотелось бы делать. Например, хотелось бы делать двухэтажные вагоны и желательно делать их вот здесь, под Москвой например. Или хотелось бы делать локомотивы, по качеству превосходящие западные локомотивы.

ВЕДУЩИЙ: У нас есть госкорпорация, «Роснано» называется. Говорят, что это то же самое, только сделано из другого, получается, тот же самый предмет, но используются другие технологии. Вы как-то будете сотрудничать с этой госкорпорацией?

Владимир ЯКУНИН: Конечно, будем сотрудничать. Но правда заключается в том, что то, что сегодня называется нанотехнологиями, вообще говоря, инженерам и ученым известно десятки лет. Потому что, например, плазменное напыление, которое мы используем для восстановления изношенных деталей, тележки, например, — это нанотехнология. Мы этим занимаемся уже… десяток лет точно занимаемся. Поэтому да, обобщили в один термин. Мы тогда не знали, что это называется нанотехнологиями, но на самом деле это именно это.

ВЕДУЩИЙ: И все-таки что касается 2009 года, какие именно проекты по строительству железных дорог будут реализовываться?

Владимир ЯКУНИН: Мы должны прежде всего реализовать два очень важных проекта государственно-частного партнерства. Это проект железной дороги, которая должна обеспечить нам пропуск скоростных поездов между Хельсинки и Санкт-Петербургом, а на эту дорогу мы переведем грузовые перевозки. Это дорога, которая пройдет от Санкт-Петербурга через Лосево, Каменогорск и далее на границу. Дальше мы должны будем завершить проект строительства тоннеля, что позволить нам расшить узкое место по транспортировке товаров в новые порты и в старые порты Дальнего Востока, прежде всего в Вавино, туда. Это так называемые инвестиционные проекты, которые нам удалось защитить, в государстве, и это будет сделано. Нам предстоит колоссальная работа, связанная с модернизацией подвижного состава. Мы будем закупать новые локомотивы. Мы по планам должны в год закупать 470-500 локомотивов. Лучше 700, но пока хотя бы 500. Потому что и наша промышленность не может еще выпускать столько локомотивов, сколько бы нам нужно было для полной замены изношенного парка.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам большое.

2 комментария: Интервью Якунина

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Декабрь 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
В благодарность за труды