Что означает для людей электричка? | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Что означает для людей электричка?

Известия
08.10.2010
Самый «народный» транспорт
Илья Никифоров
Отмена электричек грозит дефицитом рабочей силы
Дачи закрыты на зиму. В электричках стало прохладнее, но свободных мест не прибавилось. Почему? Оказывается, большое количество пассажиров использует пригородное сообщение для ежедневных поездок на работу. Об этом свидетельствует опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на территории Московской, Ленинградской, Новосибирской и Свердловской областей — крупнейших региональных центров России.
Так, например, в Московской области 41% опрошенных жителей пользуются пригородными поездами, чтобы добраться до места работы. Московская область становится одним большим «спальным районом» Москвы — строятся огромные жилые массивы, но работать люди продолжают в столице.
Данные опроса для Ленинградской и Новосибирской областей значительны. В Санкт-Петербурге ежедневно на работу пригородным транспортом добираются 29% опрошенных, а в старейший наукоград страны ездят 17% населения Новосибирской области.
Почему же электрички, которые принято ругать за холод и грязь в тамбуре, остаются таким популярным средством передвижения? Во-первых, пунктуальность — безусловное преимущество пригородных поездов в глазах пассажиров по сравнению с автотранспортом. Наибольшая доля респондентов, указавших «экономию времени» в качестве главной причины, проживает в Московской области (61%). Это неудивительно, ведь в этом регионе проблема дорожных пробок крайне актуальна. Чуть меньшую значимость придают этому фактору жители Ленинградской и Свердловской областей — 42 и 43% соответственно.
Для новосибирцев главной причиной предпочтения электричек другому виду транспорта стала не проблема выбора, а, напротив, отсутствие альтернативы. Для 39% опрошенных из Новосибирской области пригородные поезда — единственный способ добраться до регионального центра. В Свердловской и Ленинградской областях этот фактор отметило более пятой части респондентов (23 и 22% соответственно).
Значимым фактором, влияющим на выбор, остается экономия средств. В Свердловской области эту причину отметило более четверти пассажиров, в Ленинградской и Новосибирской — 29 и 27% соответственно. Для Московского региона этот фактор чуть менее актуален — его отметили около 21% опрошенных.
И, конечно, с учетом климатических зон на территории России возможность передвижения при любых погодных условиях — бесспорное преимущество пригородных электропоездов. Надежность железных дорог в качестве фактора, влияющего на выбор транспортного средства, особенно отметили в Ленинградской области (24% опрошенных).
По оценкам ОАО «РЖД», количество «зайцев» в пригородных электричках достигает 30% общего числа пассажиров. А если верить ответам, данным в ходе опроса ВЦИОМа, то выходит, что только от 2 до 11% пассажиров в зависимости от региона не оплачивают проезд. Несоответствию оценок есть объяснение: вопрос об оплате является «сенситивным», то есть при ответе на него респонденты зачастую выражают скорее не свое личное мнение, а социально одобряемую точку зрения. Именно поэтому более показательным является соотношение цены на билет к уровню доходов населения. По результатам исследования, не испытывают финансовых трудностей с оплатой проезда больше половины опрошенных, проживающих в Ленинградской и Свердловской областях (56 и 55% соответственно), 43% пассажиров из Московского региона и всего 27% из Новосибирской области. Остальных респондентов эксперты ВЦИОМа относят к так называемой «группе риска», то есть к пассажирам, которые в случае изменения ситуации могут частично отказаться от поездок либо нерегулярно оплачивать свой проезд. Доля таких респондентов максимальна в Новосибирской области (71%) и минимальна в Ленинградской (33%).
Согласно опросу, стать безбилетниками могут от 7 до 13% опрошенных в зависимости от региона. Более того, до 10% опрошенных заявили о своих намерениях выйти на улицу, чтобы принять активное участие в акциях протеста в случае резкого повышения тарифов или сокращения количества пригородных поездов.
Впрочем, далеко не все пассажиры понимают, против кого должны быть направлены протестные действия. Около половины опрошенных (44-67% в зависимости от региона) следуют устойчивому стереотипу и возлагают ответственность на ОАО «РЖД». И только около 10% осознают, что транспортную политику в регионе формируют субъекты РФ при помощи заказов на перевозки. Выходит, что региональным властям выгодна «непосвященность» населения. Ведь с 2011 года именно в обязанности субъектов федерации будет входить формирование заказов и выплаты компенсаций пригородным пассажирским компаниям (ППК).
Неизбежный рост тарифов или отмена электричек в случае продолжения политики невмешательства со стороны регионов сделает для многих пассажиров поездки на пригородном транспорте невыгодными или неудобными. Особенно критичны эти изменения для граждан, вынужденных добираться до места работы на электричках, так как зачастую не существует альтернативы железнодорожному сообщению. Часть из опрошенных работников будет вынуждена тратить больше денег и времени в случае отмены пригородного сообщения. Есть и такие, кто попросту лишится работы и достойного заработка.
«Страусиная политика» субъектов Российский Федерации в решении «пригородных» проблем приведет к резкому дефициту специалистов низшего и среднего звена в крупных городах и, как следствие, к возникновению комплексных экономических и социальных проблем в ряде регионов с высоким уровнем маятниковой трудовой миграции. В этом случае проблема пригородного сообщения отзовется на других социально значимых вопросах. Закрывая глаза на одну проблему, региональные администрации рискуют столкнуться со снежным комом неприятностей.

РИА-Новости
07.10.2010
Россияне считают РЖД организатором пригородных перевозок, в том числе по тарифам – опрос
Россияне не знают, на кого возложена ответственность за организацию пригородного железнодорожного сообщения, не разделяют роль перевозчика и региональных властей в формировании транспортного заказа и основные претензии предъявляют организациям, которые для них являются главными ответственными за все связанное с железной дорогой, сообщил глава ВЦИОМ Валерий Федоров журналистам в четверг. Соответствующее исследование проводилось с 12 по 18 августа 2010 года среди жителей областных и районных центров Московской, Ленинградской, Свердловской и Новосибирской областей. В его ходе было опрошено 2,4 тысячи респондентов, по 600 в каждом регионе.
РЖД, по закону, предоставляет регионам расчеты по уровню тарифа на проезд в пригороде, который покрывает все расходы на обеспечение перевозки, а регионы решают, принять его, снизить или повысить.
Согласно исследованию, большинство россиян считает, что тарифы на проезд в пригородных поездах устанавливает сама компания: в Московской и Ленинградской областях такое мнение высказали по 54%, в Новосибирской – 52%, в Свердловской – 29%. О том, что тарифы на проезд в электричках устанавливают региональные власти, в Новосибирской области знают 16%, в Свердловской – 10%, в Ленинградской – 7%, в Московской – 6%. При этом около 40% жителей Свердловской области считают, что тарифы на проезд в электричках определяет местная пригородная пассажирская компания, того же мнения 21% в Новосибирской области, 12% в Ленинградской и 5% в Московской области. При этом, по словам Федорова, согласно данным исследования, услуги пригородного сообщения широко востребованы в разных регионах РФ. 15% жителей Московской области пользуются электричками ежедневно, в Ленинградской области таких 6%, 3% в Свердловской области, 2% в Новосибирской. Каждый рабочий день на пригородном железнодорожном транспорте ездят 12% жителей Московской области, 7% – Ленинградской, 3% – Новосибирской, 2% – Свердловской. Только по выходным электричку выбирают 11% в Новосибирской области, 6% – в Свердловской области, по 3% – в Московской и Ленинградской областях.
Всего несколько раз в год пригородным железнодорожным транспортом пользуются 45% опрошенных в Новосибирской области, 38% – в Свердловской области, 33% – в Ленинградской области, 30% – в Московской области.
«Большая часть наших сограждан рассматривает пригородный железнодорожный транспорт как основной», – отметил Федоров.
Наиболее часто, по данным Федорова, на вопрос о причине использования электрички как основного вида транспорта опрошенные говорили, что так быстрее всего добираться до места. Такой вариант ответа выбрали 61% жителей Московской области, 43% в Свердловской области, 42% в Ленинградской области, 36% в Новосибирской области.
Еще одним важным аргументом в пользу электричек россияне считают более низкую стоимость билета по сравнению с другими видами транспорта. В Свердловской области такое мнение высказали 29% опрошенных, в Ленинградской и Новосибирской областях – по 27%, в Московской – 21%. Однако 39% респондентов в Новосибирской области отметил, что они не могут добраться до места назначения, кроме как на электричке. В Московской области так сказали 24%, в Свердловской – 23%, в Ленинградской – 22%.
По словам Федорова, еще одним важным аргументом называлась безопасность проезда на электричке. Такое мнение высказали 24% жителей Ленинградской области, 16% – в Новосибирской области, 13% – в Московской области, 8% – в Свердловской.
По его данным, если произойдет значительное сокращение частоты движения пригородных электричек, то 39% опрошенных в Свердловской области придется ограничивать себя в поездках, в Новосибирской области то же самое сказали 37%, в Ленинградской – 35%, в Московской – 18%. 39% в Московской области будут искать другие способы доехать (34% в Ленинградской области, 29% – в Новосибирской, 28% – в Свердловской). Федоров отметил, что такие изменения не посчитают существенными треть опрошенных (34% в Московской области, 32% – в Новосибирской, 30% – в Свердловской, 24% – в Ленинградской).
При этом 73% опрошенных Московской области были бы против, если бы регион решил отменить электрички и заменить их на автобусы, в Ленинградской области так заявили 67%, в Свердловской – 56%.
«Спокойнее всего к этому отнеслись бы жители Новосибирской области», – сказал Федоров, отметив, что отрицательно такую перемену восприняли бы только 44%.
В качестве альтернативы пригородному железнодорожному транспорту (если бы пригородные поезда по маршруту были отменены) выбрали бы автобус 68% в Московской области, 66% в Ленинградской, 65% в Свердловской, 62% в Новосибирской. Личным автомобилем в таком случае воспользовались бы 20% опрошенных в Московской области, 19% – в Ленинградской области, по 16% – в Свердловской и Новосибирской областях. По мнению 13% в Свердловской области, альтернативой мог бы стать попутный автомобиль. Их поддерживают 5% опрошенных в Московской и Новосибирской областях, 4% – в Ленинградской области.
Согласно опросу, большинству пассажиров доходы позволяют оплачивать проезд в пригородных поездах. Так, 56% в Ленинградской области отметил, что им вполне хватает доходов для оплаты проезда в электричках. С ними согласны 55% в Свердловской области, 43% в Московской, 27% в Новосибирской.
Не хватает и приходится уклоняться от полной оплаты проезда 11% опрошенных в Новосибирской области, 7% – в Московской области, 4% – в Свердловской области, 2% – в Ленинградской области. Вариант «хватает, но приходится тратить на проезд слишком много денег» выбрали 58% в Новосибирской области, 35% – в Свердловской области, по 29% – в Московской и Ленинградской областях.
Это же сообщение от Regions.Ru

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Октябрь 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен   Ноя »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
В благодарность за труды