Об отмене электричек в Смоленске | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Об отмене электричек в Смоленске

Российская газета
19.10.2010
Стоп-кран для пассажира
Дмитрий Раичев
Смоленская область оказалась не в состоянии полностью оплачивать счета, предъявляемые железнодорожниками. В результате в регионе сократилось количество электропоездов.
В пресс-релизе, распространенном железнодорожной компанией, сказано: «В ходе оптимизации были отменены три поезда (Смоленск — Кольцо N 6731/6732 и Москва — Гагарин N 6005), изменен маршрут и периодичность следования 18 поездов, таких маршрутов, как Смоленск — Рославль, Фаянсовая — Смоленск, Смоленск — Рудня». Эти несколько строчек не дают представления о последствиях принятого решения для многих муниципальных образований области.
— На железнодорожные перевозки у нас приходится 80 процентов пассажирооборота, — говорит глава Глинковского района Николай Шаробуров. — В связи с сокращением поездов на маршруте Смоленск — Фаянсовая 20 населенных пунктов с населением более тысячи постоянных и около 800 временно зарегистрированных граждан оказались за пределами зоны транспортной доступности. При этом к 17 населенным пунктам автодорог у нас нет вообще, есть только направления движения, и добраться туда можно лишь в сухую погоду. Из-за этого серьезные проблемы возникли в работе сельских учителей, персонала других бюджетных учреждений, да и в жизни всего райцентра.
Это не преувеличение. Врачи Глинковской ЦРБ, многие преподаватели местной музыкальной школы до последних пор приезжали в Глинку из Смоленска, и сейчас в этих учреждениях просто некому работать. Оперативно заменить пригородные поезда автобусами не получится, поскольку развитием сети дорог на протяжении долгого времени никто не занимался — «железка» полностью отвечала нуждам района. Чтобы решить проблему, необходимо построить 114 километров автодороги и 16 автобусных остановок, создать (или привлечь со стороны) автотранспортное предприятие…
Рославльский район тоже пострадал от сокращения количества пригородных поездов. Как отмечает директор Пригорьевской средней школы Жанна Глинкина, жизнь сельского поселения, в котором около тысячи человек, полностью зависит от железной дороги. Немалая часть взрослого населения работает на промышленных предприятиях в Рославле, молодежь ездит в райцентр на учебу. Но расписание пригородных поездов, действующее в настоящее время, словно специально составлено так, чтобы сделать жизнь пассажиров невыносимой. Поезд прибывает на станцию в пять утра и оказывается в Рославле через 33 минуты. Рабочая смена начинается в восемь, занятия в учебных заведениях еще позже, и люди вынуждены терять два-три часа.
Многие учителя Пригорьевской школы, наоборот, приезжают из Рославля, и попасть на работу вовремя они могут лишь в том случае, если успеют на поезд, отправляющийся из райцентра в 5 часов 36 минут. Городской транспорт в это время там еще не ходит, так что до вокзала им приходится добираться либо пешком, либо на такси. На место они прибывают в 6.15, когда до начала занятий остается более двух часов. Пригородными поездами пользуются и ученики из соседних деревень, которые теперь оказываются под окнами родной школы за несколько часов до первого звонка. Что с ними будет к 8.30? Смогут ли они усваивать материал?
По словам замначальника железнодорожного предприятия по реформированию и взаимодействию с органами власти субъектов РФ Олега Прохорова, оптимизация количества электропоездов осуществлена по согласованию с администрацией Смоленской области. Более того: список из 69 поездов, который власти региона считали социально важными в 2009 году, сократился в 2010-м более чем вдвое, так что железнодорожники считают свои действия вполне гуманными. Во-первых, они могли провести эту оптимизацию еще в январе, во-вторых, отменить не часть поездов, а все, которые не входят в перечень важных.
До сих пор стороны находили возможность договариваться: железнодорожники определяли размер своих убытков, а власти региона выплачивали им, сколько позволяли возможности бюджета. Но ситуация меняется. Прежде убытки пригородных пассажирских перевозок можно было компенсировать прибылью от грузовых. Но теперь внутри железнодорожной компании созданы специализированные подразделения: одно доставляет грузы, второе — пассажиров. Как же будут финансировать пригородные перевозки? Из средств областного бюджета. Причем не частично, как было в последние годы, а целиком. Например, убытки железнодорожников в этом году оцениваются в Смоленской области в 350 миллионов рублей. Найти такие деньги в тощей региональной казне невозможно. Правда, правительство обещало выделить субъектам Федерации субсидии на погашение этих затрат, но, в каком объеме и на каких условиях, — пока неизвестно.
— До 2010 года федеральные и региональные льготники ездили по абонементам, при этом считалось, что каждый из них совершает 50 поездок в месяц, — рассказывает Олег Прохоров. — Соответствующими были и компенсации, которые мы получали из бюджетов разных уровней. Теперь льготники ездят по разовым билетам, и общий размер компенсации сразу сократился на 30 процентов, поскольку далеко не все они делают 50 поездок в месяц. Цена проезда на автотранспорте и в пригородном сообщении в Смоленской области почти не отличается, при этом себестоимость перевозки по железной дороге почти в три раза выше. Поэтому в 2010 году наши убытки предположительно составят 350 миллионов рублей, тогда как окупаемость пригородных перевозок в регионе — всего 37 процентов.
Вице-губернатор Михаил Шарин когда-то сам работал на железной дороге и хорошо знает все особенности отрасли. Он, в частности, утверждает, что в отличие от производителей электроэнергии или тепла железнодорожники не раскрывают органам госвласти способ формирования своих тарифов и нет возможности проверить, насколько обоснованы предлагаемые ими цифры. До сих пор методика расчетов, разработанная внутри компании, носила рекомендательный характер и власти субъектов Федерации ее просто не признавали. В результате о размере реальной компенсации стороны просто договаривались. Например, администрация Смоленской области в последнее время ежегодно выплачивала железнодорожникам 16-19 миллионов рублей, в 2010-м — 20,4 миллиона.
— При этом расходы на обслуживание пригородных перевозок за последние пять лет выросли в пять раз: с 69,9 миллиона до 351,4. В 2011 году они, как нас уже уведомили, составят 400 миллионов рублей, — говорит Михаил Шарин. — Эти расходы складываются из заработной платы и отчислений, расходов на топливо, амортизационных и прочих расходов. Тарифы на электроэнергию за этот период на территории Смоленской области увеличились менее чем в два раза, стоимость дизельного топлива вообще сократилась, и совершенно непонятно, что так существенно подорожало в сфере железнодорожных пассажирских перевозок. Но объяснений на этот счет мы получить не можем.
В таких условиях, по мнению вице-губернатора, у властей региона нет другого пути, кроме энергичного развития межмуниципального автобусного сообщения. Дело в том, что уже в ближайшее время методика, используемая железнодорожниками для расчета своих расходов, может принять форму закона. После чего договариваться стороны уже не смогут — по сути, региону предложат оплатить представленный счет. Будут ли эти расходы частично компенсировать за счет средств федерального бюджета неизвестно, но понятно, что всей проблемы это не решит.
P.S.
Один из способов разрешения ситуации (его, кстати, поддерживают и представители железной дороги) — создание областной транспортной компании, которая будет заниматься перевозками пассажиров автомобильным и железнодорожным транспортом. Необходим серьезный анализ ситуации, расчет реальной потребности населения региона в транспорте и целесообразности использования того или другого его вида для конкретного населенного пункта. По словам вице-губернатора Михаила Шарина, эта аналитическая работа запланирована на 2011 год.

ИА Regnum
15.10.2010
Смоленский губернатор выступил за сохранение безальтернативного железнодорожного сообщения в регионе
За сохранение пригородного железнодорожного сообщения в четырёх районах Смоленской области выступил губернатор Сергей Антуфьев на встрече с начальником Московской железной дороги Владимиром Молдавером, посетившим Смоленскую область, сообщили корреспонденту REGNUM-Центр в обладминистрации.
Сергей Антуфьев заявил, что администрация области будет последовательно отстаивать маршруты пригородного сообщения по тем направлениям, где отсутствует альтернатива железной дороге. «Это в первую очередь касается Глинковского, Шумячского, Сафоновского и Холм-Жирковского районов области», — отметил глава региона.
В 2010 году МЖД провела оптимизацию количества электропоездов в Смоленской области. Так, были отменены три поезда (Смоленск — кольцо №6731/6732 и Москва — Гагарин №6005), изменен маршрут и периодичность следования 18 поездов, таких маршрутов, как Смоленск — Рославль (с отменой следования на участке Починок — Рославль), Фаянсовая — Смоленск (с отменой следования на участке Ельня — Смоленск), Смоленск — Рудня (с отменой следования на участке Голынки — Рудня).

«Смоленская Газета»
16.10.2010
Сергей Антуфьев: Пригородные электрички необходимо сохранить.
Губернатор Сергей Антуфьев провёл рабочую встречу с начальником Московской железной дороги Владимиром Молдавером, посетившим в эти дни Смоленскую область.
В ходе инспекторской проверки отмечены положительные результаты в работе регионального отделения дороги, которое в течение многих лет стабильно лидирует в отраслевом соревновании. Руководитель МЖД рассказал о задачах, которые предстоит решать смоленским железнодорожникам, а также обсудил с руководителем региона пути дальнейшего взаимодействия, в том числе проблему убыточности пригородных пассажирских перевозок.
Комментируя итоги встречи, Сергей Антуфьев заявил, что Администрация Смоленской области будет последовательно отстаивать маршруты пригородного сообщения по тем направлениям, где отсутствует альтернатива железной дороге. «Это в первую очередь касается Глинковского, Шумячского, Сафоновского и Холм-Жирковского районов области», — отметил глава региона.

vSmolenske.ru
15.10.2010
14 октября состоялась рабочая встреча губернатора Смоленской области Сергея Антуфьева с начальником Московской железной дороги Владимиром Молдавером.
Как стало известно корреспонденту ИА vRossii.ru из официального сообщения пресс-службы Администрации области, Владимир Молдавер рассказал о задачах, которые предстоит решать смоленским железнодорожникам. На встрече также обсуждалась проблема убыточности пригородных пассажирских перевозок. Сергей Антуфьев, в свою очередь, отметил, что областная Администрация будет последовательно отстаивать маршруты пригородного сообщения по тем направлениям, где отсутствует альтернатива железной дороге. Прежде всего это касается Глинковского, Шумячского, Сафоновского и Холм-Жирковского районов.
Полина Павлова

«Рабочий Путь» Смоленск
14.10.2010
Наш паровоз назад летит.
Владимир Молоков
Эта заметка про отмененные пригородные поезда. Людское недовольство, ворчливые протесты и крикливые митинги в том государственном образовании, которое мы создали за последние 20 лет, не имеют большого значения. А поезда в будние дни ходят полупустые. Есть в нашей современности понятие «оптимизация».
Возьмем отдельно взятую точку на карте – деревню Добромино и ее окрестности. Это в Глинковском районе. Добромино большая старая деревня, а соседняя Дубосище могла бы по древности поспорить с Гнездово. Из этих мест вышло много уважаемых людей – врачей, учителей, милиционеров. По местным лесным дорожкам бегали будущий нарком путей сообщения и экзарх Украины. А немного дальше родился известный композитор, памятник которому установлен в центре Смоленска. Из всех отмененных ж/д направлений «гвардейский» вектор самый пострадавший, так как прямых автодорог туда из Смоленска нет. Но если в Ельню или в Глинку крюкообразно на машине можно добраться, то в Добромино ломаная загогулина для авто в пять раз длиннее, чем путь по железной дороге. Так что летайте самолетами Аэрофлота, товарищи.
В отрезанном от внешнего мира в большей степени Добромино и раньше были проблемы с медицинским обслуживанием, а теперь у заболевшего и бесколесного населения только три надежды на спасение: сосед с машиной, Господь Бог и пятница.
Так, кто же больше всех пострадал в данной ситуации, вы думаете, пенсионеры? Отнюдь. Пенсионеры – это богачи по местным меркам. Безработные которых полдеревни, получили еще одну проблему, ведь два раза в месяц надо ездить в Глинку «на отметку» в центр занятости. Пустили вроде бы маршрутку Глинка – Добромино за 80 рублей в один конец: два раза отметиться и пособия как не бывало. Роптать бесполезно, взывать к милости людей, у которых зарплата 850 тыс. рублей, людям с месячным пособием в 850 рублей – мягко говоря, нецелесообразно. Ряды безработных вскоре пополнятся и местными работающими в Смоленске, Глинке и Колодне.
Одним словом нужны инновационные решения. И они есть: местные члены смоленской экологической арт — группы «Гринвар» нашли пусть кардинально брутальный, но выход. Это дрезина на ручной тяге. С прицепом. Если по очереди давить на мускульный газ, то за час реально добраться от Добромино до Глинки и обратно. На лицо экономия топливных средств и экология окружающей среды. Пусть не нанотехнология, но все же лучше, чем пешком.

Сайт администрации Смоленской области
14.10.2010
Губернатор Сергей Антуфьев провел рабочую встречу с начальником Московской железной дороги Владимиром Молдавером, посетившим в эти дни Смоленский край.
В ходе инспекторской проверки отмечены положительные результаты в работе регионального отделения дороги, которое в течение многих лет стабильно лидирует в отраслевом соревновании. Руководитель МЖД рассказал о задачах, которые предстоит решать смоленским железнодорожникам, а также обсудил с руководителем региона пути дальнейшего взаимодействия, в том числе – проблему убыточности пригородных пассажирских перевозок.
Комментируя итоги встречи, Сергей Антуфьев заявил, что Администрация Смоленской области будет последовательно отстаивать маршруты пригородного сообщения по тем направлениям, где отсутствует альтернатива железной дороге. «Это в первую очередь касается Глинковского, Шумячского, Сафоновского и Холм-Жирковского районов области», — отметил глава региона.

Московский Комсомолец в Смоленске
13.10.2010
Последняя электричка
В связи с отменой пригородных поездов жители смоленской глубинки стали “невыездными”
Отмена некоторых пригородных поездов для целого ряда районов области — Глинковского, например, — стала в прямом смысле слова чрезвычайной ситуацией. Жители, уставшие стучать в закрытые двери областных властей, собирают подписи в адрес президента РФ Дмитрия Медведева.
Дабы не выносить сор из избы, жителям смоленской глубинки дали выговориться в стенах областной администрации на внеочередном заседании совета общественной палаты Смоленской области.
Что делать и кто виноват
Право первого слова предоставили представителю РЖД Олегу ПРОХОРОВУ, заместителю начальника МЖД по реформированию и взаимодействию с органами власти субъектов РФ. Основой его доклада стал ответ на два излюбленных в России вопроса — “Кто виноват?” и “Что делать?”. Виноват кто? Не мы, конечно!
Олег Прохоров развернуто аргументировал посланный аудитории message во избежание неправильной трактовки. Провинция как — никак! “В настоящий момент регионам предоставили необходимые полномочия по определению объема и маршрутной сети пригородных перевозок. Оптимизация количества электропоездов произведена по предложениям администрации Смоленской области, — подчеркнул в своем выступлении Олег Прохоров. — В ее ходе были отменены три поезда — Смоленск-Кольцо №6731/6732 и Москва-Гагарин №6005. А также изменен маршрут и периодичность следования 18 поездов: таких маршрутов, как Смоленск-Рославль (с отменой следования на участке Починок-Рославль), Фаянсовая-Смоленск (с отменой следования на участке Ельня-Смоленск), Смоленск-Рудня (с отменой следования на участке Голынки-Рудня)”.
Затем представитель МЖД рассказал собравшимся о том, что делается его компанией для повышения комфортности перевозок. Естественно, речь пошла об обновлении подвижного состава. В связи с чем была упомянута покупка пяти рельсовых автобусов, использование которых, помимо всего прочего, позволяет значительно снизить издержки по перевозкам пассажиров на малодеятельных участках. Также была отменена так называемая “зона 0”, что позволило уменьшить стоимость проезда в пригородных поездах, отправляющихся от станции Смоленск.
Но самое главное — то, что московская железная дорога по-прежнему остается одним из крупнейших налогоплательщиков в областной бюджет (не поэтому ли областные власти закрывают глаза на творящийся произвол? — “МК”).
“За восемь месяцев текущего года МЖД перечислено налогов в региональный бюджет на сумму более 368 миллионов рублей, в государственные социальные фонды — 270 миллионов, — напомнил Олег Прохоров присутствующему на заседании общественной палаты вице-губернатору Михаилу Шарину. — Продолжается выделение средств на развитие инфраструктуры Смоленщины. Только в этом году на эти цели предусмотрено выделение 665 миллионов рублей”.
Последовательно разложив перед членами общественной палаты стрит-флеш из неопровержимых аргументов, господин Прохоров перешел к ответу на второй вопрос — “Что делать?”. Во-первых, направить обращение в Министерство финансов России о выделении федеральных трансфертов бюджету области для компенсации 100% выпадающих доходов перевозчика в 2011 году. Во-вторых, применить максимальное освобождение от налогообложения и увеличение величины прямой дотации или, как вариант, совместное направление инвестиционных средств на содержание объектов железнодорожной инфраструктуры и приобретение подвижного состава. Данные инвестиционные средства могут пойти в зачет требуемых на погашение убытков средств на транспортное обслуживание из бюджета области.
Засим Олег Прохоров поблагодарил присутствующих за внимание и выключил микрофон.
Проблемы районных резерваций
Дальше все ожидали ответного слова вице-губернатора, но, согласно плану повестки дня, далее следовала лирическая пауза — выступление жителей глубинки.
“В связи с сокращением пассажирских поездов транспортной доступности были лишены 20 населенных пунктов Глинковского района с населением более 1000 человек. К 18 населенным пунктам автомобильных дорог по большому счету не существует, — обрисовал невеселую ситуацию глава администрации Глинковского района Николай Шарабуров. — Есть только направления движения! То есть туда можно добраться на машине или автобусе только в сухое время года. В сложные условия поставлена работа многих бюджетных учреждений. Например, многие врачи глинковской центральной больницы живут в Смоленске и до работы добирались всегда на пригородных поездах. Преподаватели музыкальной школы тоже из Смоленска. А с учетом отмены этих электричек мы сейчас находимся на грани закрытия этих учреждений”.
Чтобы объяснить собравшимся, как подведомственный ему район докатился до такой ситуации, Николай Алексеевич пояснил следующее. Мол, из-за присутствия на территории муниципального образования постоянно действующей железной дороги вопросам автомобильных пассажироперевозок уделялось недостаточное внимание. А точнее, судя по объемам построенных за последние годы автомобильных дорог районного значения — вообще не уделялось. Но вот теперь они порешали всем миром, прикинули, и оказалось, что для спасения района от транспортной изоляции нужно в срочном порядке построить 114 километров автодорог и хотя бы 16 автобусных станций. И понятно, что руководству района такая перспективка совсем не улыбается. “Но мы же прекрасно понимаем, что построенные дороги надо будет принимать в собственность, — продолжал размышлять вслух глава. — А это значит, придется выделять средства на их содержание. И все равно муниципальные маршруты будут нерентабельны. Так как зачастую в некоторых населенных пунктах проживает от двух до пяти человек”. Но мы понимаем значимость решения данной проблемы, осознаем меру и глубину своей социальной ответственности перед населением и так далее, и тому подобное.
По-настоящему же интересным, а главное, максимально приближенным к нелегким реалиям жизни на селе было выступление директора Пригорьевской средней школы Рославльского района Жанны Глинкиной. “Я сама проживаю на станции Пригорьево. Поэтому сейчас представляю не только интересы педагогического коллектива нашей школы, но и своих односельчан. Ежегодно мы с тревогой следили за тем, как отменяли пригородные поезда или меняли их расписание, — начала свое выступление Жанна Григорьевна. — Но, слава богу, поезд Рославль-Жуковка, Жуковка-Рославль был сохранен, и мы имеем возможность им пользоваться. Так как многие люди, проживающие в Пригорье, работают или учатся в Рославле. Кроме того, в райцентре расположены все социально значимые службы — налоговая, пенсионный фонд, соцзащита, больницы, поликлиники. Так что этот поезд для нас, скажу без преувеличения, жизненно важен”. Одно время местные власти хотели решить транспортную проблему с помощью автобусных перевозок. И продлили маршрут следования одного из них до станции Пригорье. Однако вскоре этот административный прожект потерпел фиаско. Так как из-за плохих погодных условий дорогу-направление размывало до такой степени, что никакой автотранспорт, кроме бронетехники, туда все равно не доехал бы. Поэтому железная дорога — единственная возможность для пригорьевцев и жителей окрестных деревень выбраться в райцентр. Однако возможность эта тоже весьма неоднозначная.
— По ныне действующему расписанию первая электричка прибывает в Рославль в 5 часов 31 минуту. До начала первой рабочей смены и начала работы учреждений образования нужно ждать от двух до трех часов, — привела простой, но поражающий воображение в XXI веке пример Жанна Григорьевна. — Еще одно — почти половина педсостава нашей школы проживает в Рославле. Но первый рейс на Жуковку, которым они могут добраться до работы, отправляется в 5 часов 46 минут. Добраться до вокзала на общественном транспорте они не могут, так как он начинает ходить с шести утра. И они вынуждены брать такси или идти пешком. Также в нашей школе учатся ребята, которые могут добираться до школы только на железнодорожном транспорте. Иного сообщения с их деревнями нет. Эти ребята приезжают к нам в 6 часов 15 минут, а занятия начинаются только в восемь. И этим детям приходится вставать в пять утра. Могут ли они после этого нормально усваивать учебную программу? Поэтому мы все обращаемся к вам с просьбой о сохранении пригородных поездов и изменении расписания движения первого поезда на более позднее.
Мы просим вас, чтобы при решении глобальных проблем вы не забывали об интересах глубинки.
Мухи отдельно, котлеты отдельно
Последнее слово, как это и полагается властному мужу, держал вице-губернатор Михаил Шарин. Он напомнил собравшимся о давно минувших годах, когда РЖД могли компенсировать затраты на осуществление пригородных пассажирских перевозок за счет грузоперевозок. Последние всегда были существенной статьей дохода компании. Однако ситуация изменилась, когда наше правительство потребовало отмены перекрестного субсидирования. Нечего, мол, все запутывать — мухи отдельно, котлеты отдельно. Это решение неминуемо породило необходимость в поиске других источников компенсации затрат для РЖД. И компания их нашла. Главный — компенсация за счет средств субъекта Федерации.
— До сих пор размер компенсации для субъектов рассчитывался по методике, которая была разработана самими РЖД и носила рекомендательный характер. И с ней ни один субъект не соглашался, — подчеркнул Михаил Шарин. — По этой методике РЖД для одних насчитывали сотни миллионов, а для некоторых — и миллиарды рублей. За последние три года размер субсидий за перевозку пригородных перевозок Московской железной дороги вырос от 18 до 20,4 миллиона рублей. На 2011 год Смоленской области предъявили расходы уже в объеме 400 миллионов рублей (это увеличение аж в шесть раз! — “МК”).
По состоянию на 1 января этого года область оказалась в следующей ситуации, чтобы все понимали, о чем идет речь. Руководство МЖД поставило перед руководством области достаточно жесткие условия — выйти в 2010 году на уровень 50% компенсации расходов пригородных перевозок, а в 2011-м — на 100%. Мы начали искать пути оптимизации расходов. Проводили консультации с железнодорожниками. Просматривали частоту использования пригородных маршрутов. Пути обеспечения транспортной доступности для населения. В связи с этим мы предложили некую маршрутную сеть, за которую субъект готов платить. И это послужило приложением к соглашению между МЖД и администрацией Смоленской области.
Кроме того, Михаил Евгеньевич рассказал о том, что в обозримом будущем финансовые отношения с РЖД могут накалиться еще сильнее. Так как компания разработала новую методику расчета размера компенсаций для субъектов, которая в настоящий момент находится на согласовании в Минюсте РФ. И если она будет принята, то она уже будет носить обязательный характер. И возможность договариваться с руководством железной дороги о размере компенсации у субъектов пропадет. Останется просто платить по выставляемым счетам. “По новой методике размер компенсации для нас увеличится на треть, — озвучил прогнозы Шарин. — А то и больше”.
Подводя итог всему вышесказанному, г-н Шарин высказался за перевод части пригородных перевозок на автотранспорт. Железнодорожные — бюджет области вряд ли потянет.
Но вот почему-то мало верится в до боли знакомую и благую инициативу властей о переходе с дорогого ж/д на “дешевый” автомобильный транспорт. В памяти ликвидация трамвайных путей с улицы Б. Советская, что в областном центре. И обещания властей пустить там троллейбусы и экологические автобусы. Результат налицо: вместо доступного обещанного транспорта  маршрутки-баблометы с постоянными пробками и авариями. Грозит ли новая инициатива властей подобной ситуацией? Можно даже не сомневаться.

Газета «Смоленские Губернские Ведомости»
13.10.2010
Электричка в тупике. Пригородные поезда становятся недоступными.
Электрички всегда были крайне нужным транспортом в нашем регионе. Они связывают не просто близлежащие города и населенные пункты. Без них многие просто не могут нормально жить и работать. Однако стремительный рост цен на билеты и сокращение пригородного движения говорят о том, что если ничего не предпринимать, то в этом вопросе грядет настоящий коллапс. Члены общественной палаты по Смоленской области собрались вместе железнодорожников и чиновников в надежде обсудить проблему и придти к общему решению.
Замкнутый круг
По мнению пассажиров, в том, что билеты дорожают, а электрички ходят все хуже и хуже либо вовсе исчезают, виновата монополия под названием ОАО «РЖД». И мало кто осознает тот факт, что сегодня это коммерческая структура, которая делает бизнес на перевозках. А в логику бизнеса укладывается и рост цен на билеты, и отмена убыточных электричек. Этот бизнес пока убыточен. Выручка от продажи билетов на пригородные поезда не покрывает расходы на перевозки. Заместитель начальника Московской железной дороги по реформированию и работе с органами власти субъектов РФ Олег Прохоров отметил, что именно по инициативе заказчика перевозок, то есть администрации области, был сокращен их объем. И добавил, что их компания действует в рамках заключенного договора. Заместитель главы региона Михаил Шарин объяснил это тем, что компенсировать убытки перевозчика им не под силу. Они сегодня на все согласны, но… при условии выделения субсидий из федерального бюджета. Без этого брать на себя такую обузу означает совать голову в петлю. Как же сводить концы с концами? Областные чиновники с этой целью решили уменьшить размеры пригородного движения.
— При существующей системе формирования расходов мы не в состояние содержать такую маршрутную сеть, — подчеркнул Михаил Евгеньевич. Другого пути у нас нет.
Для оптимизации отменили три поезда, изменили маршрут и периодичность следования 18 поездов. Для многих населенных пунктов это оказалось ударом ниже пояса.
В зоне недоступности
Председатель Общественной палаты Смоленской области Елена Ульяненкова нарисовала безрадостную картину произошедшего. — К нам поступают уже не просто жалобы, а крик души, — сказала она – Смоляне, пострадавшие от этой проблемы, обижены на всю власть. Некоторые даже собирают подписи в адрес российского президента. Так что этот вопрос требует взвешенного подхода.
— В связи с этим сокращением сложилась чрезвычайная ситуация, — продолжает глава Глинковского района Николай Шарабуров. – Я разговаривал с ветеранами, которые в 1943 году освобождали наш район от немецко-фашистских захватчиков и потом за короткие сроки восстанавливали железную дорогу. Они и все остальные жители не понимают, почему так происходит. Почему врачи, учителя теперь не могут добраться до работы? Ситуация чревата закрытием многих бюджетных учреждений.
— А у нас дети и вовсе оказались отрезаны от школы, — заключила директор Пригорьевской средней школы Рославльского района Жанна Глинкина. – Это настоящий тупик. Как можно в этих условиях отменять поезда?
Заменить же дорогую локомотивную тягу автобусами весьма проблематично. Во-первых, все снова упирается в деньги, во-вторых, состояние многих дорог не позволяет обеспечить безопасность перевозок.
На совещание ни одна из двух сторон не предложила разумного выхода из ситуации. И в результате все свелось к банальным рекомендациям: провести мониторинг пассажиропотока, обеспечить пригородные маршруты билетным контролем. Но кто мешал все это сделать раньше? Зачем надо было отменять электрички и провоцировать недовольство людей? Тем более что пригородные поезда, вполне вероятно вернут на привычные маршруты. «Думаю рекомендации, которые сегодня прозвучали, позволят изменить эту ситуацию», — сказал в заключение заседания Олег Прохоров. При этом очевидно когда двое не находят денег в пустых карманах, страдать будет третий. Этим третьим все равно рано или поздно станет бедный пассажир.

Газета «Рабочий Путь» (Смоленск)
12.10.2010
Пассажиры жалуются президенту.
В Общественной палате Смоленской области представители ОАО «РЖД» и областной администрации попытались найти решение проблемы с пригородными пассажирскими перевозками, точнее, с их сокращением в регионе, вызвавшим массовое недовольство пассажиров.
Напомним, в начале сентября были убраны из расписания три поезда (Смоленск-Кольцо №6731/6732 и Москва – Гагарин №6005), изменены маршруты и периодичность следования 18 поездов таких маршрутов, как Смоленск – Рославль (с отменой следования на участке Починок – Рославль), Фаянсовая – Смоленск («секвестирован» перегон Ельня – Смоленск), Смоленск – Рудня («сокращен» отрезок Голынки – Рудня).
Для жителей многих населенных пунктов это оказалось ударом ниже пояса. Председатель Общественной палаты Елена Ульяненкова нарисовала безрадостную картину. «К нам поступают уже не просто жалобы, а крик души, — сказала она – Смоляне, пострадавшие от этой проблемы, обижены на всю власть. Некоторые даже собирают подписи в адрес российского президента. Так что этот вопрос требует взвешенного подхода».
— В связи с этим сокращением сложилась чрезвычайная ситуация, — продолжает глава Глинковского района Николай Шарабуров. – Я разговаривал с ветеранами, которые в 1943 году освобождали наш район от немецко-фашистских захватчиков и потом за короткие сроки восстанавливали железную дорогу. Они и все остальные жители не понимают, почему так происходит. Почему врачи, учителя теперь не могут добраться до работы? Ситуация чревата закрытием многих бюджетных учреждений.
А у нас дети и вовсе оказались отрезаны от школы, — заключила директор Пригорьевской средней школы Рославльского района Жанна Глинкина. – Это настоящий тупик. Как можно в этих условиях отменять поезда?
В сфере пригородных перевозок этот бизнес убыточен – выручка от продажи билетов на электрички не покрывает расходов на организацию перевозок. Разницу компенсируют власти региона в рамках заключенного соглашения. Замначальника Московской железной дороги по реформированию и работе с органами власти и субъектами РФ Олег Прохоров на заседание ОП отметил, что именно по инициативе заказчика перевозок, то есть администрации области, был сокращен их объем. Вице-губернатор Михаил Шарин объяснил это тем, что «при существующей системе мы не в состояние содержать такую маршрутную сеть». А заменить железнодорожное сообщение автобусами нельзя, считают главы муниципалитетов. Во-первых, из-за отсутствия средств, во-вторых, состояние многих дорог не позволяет обеспечить безопасность перевозок. Впрочем, власти сегодня готовы вернуть электрички, но … при условии выделения субсидий из федерального бюджета.
В результате было рекомендовано провести мониторинг пассажиропотоков, обеспечить пригородные маршруты билетным контролем. Спрашивается, кто мешал все это сделать раньше? Однако надежда на благополучный исход дела все же есть. «Думаю, рекомендации, которые сегодня прозвучали, позволят выработать разумное решение», — резюмировал Олег Прохоров.

Сайт Общественной палаты Смоленской области.
О ситуации, сложившейся на территории Смоленской области в связи с отменой пригородных поездов
Тема внеочередного заседания региональной Общественной палаты, состоявшегося 6 октября, — «О ситуации, сложившейся на территории Смоленской области в связи с отменой поездов пригородного сообщения» — была подсказана самой жизнью. В Общественную палату, в Администрацию области, в средства массовой информации поступили обращения граждан, связанные с предполагаемой отменой ряда «дизелей». «Это даже не жалобы – это крик души…», — отметила в своем вступительном слове Председатель ОП Елена Александровна Ульяненкова.
Пример — сложная ситуация, сложившаяся в Глинковском районе Смоленской области. Жители уже собирают подписи в адрес Президента России, просят защиты своих конституционных прав… Похожая ситуация – в Пригорьевском сельском поселении Рославльского района. Письмо оттуда за многочисленными подписями пришло в Общественную палату. У жителей Пригорьевского и близлежащих деревень сейчас одно волнение: если отменят электричку Рославль – Жуковка, то в школу, больницу, на работу, они будут приезжать в 6:15 утра, и до 19 часов уехать из Рославля будет невозможно. То есть весь день – 13 часов – жители поселений, в том числе, школьники и пенсионеры, будут вынуждены находиться в райцентре. В схожей ситуации оказываются и многие учителя, работающие в Пригорьевской школе и проживающие в Рославле. Кроме того, ребятишки из сельского поселения будут лишены возможности обучаться в учреждениях дополнительного образования Рославля (музыкальная и спортивная школы, Дом творчества, кружки и секции Дворца культуры). Так что проблема весьма серьезная и требующая взвешенного подхода. Разобраться в ситуации членам Общественной палаты помогли приглашенные на заседание: Шарин Михаил Евгеньевич — заместитель Губернатора Смоленской области, Прохоров Олег Анатольевич — заместитель начальника управления Московской железной дороги по реформированию и работе с органами власти и субъектами РФ, Шарабуров Николай Алексеевич — Глава Администрации Глинковского района, Глинкина Жанна Григорьевна — директор Пригорьевской средней школы Рославльского района, представители общественности. Первыми слово взяли московские гости. Представителями РЖД было отмечено, что в соответствии с договором на оказание транспортных услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом в 2010 году, заключенным с Администрацией области, железнодорожники полностью выполняют заказ на перевозку пассажиров в пригородном сообщении. Все изменения в расписании согласованы с областной Администрацией и даже инициированы властями региона. Так, уже были отменены три поезда, и изменен маршрут и периодичность следования 18 поездов. Все сделано в рамках заключенного договора. О.А. Прохоров подчеркнул, что часть убыточных перевозок РЖД логичнее было бы передать автоперевозчикам. Но беда в том, что… нет дорог. Только «направления», большую часть года недоступные для автотранспорта. Для жителей ряда поселений железная дорога – единственная связь с «большой землей». Н.А. Шарабуров отметил, что Глинковскому району для того, чтобы «пересадить» людей с дизелей на автобусы необходимо 114 км дорог, денег на строительство которых в районном бюджете нет. Положение жителей районов, для которых «последняя электричка» — это не советский фольклор, а жизненные реалии, взволновало всех присутствующих. Позиция РЖД понятна, железнодорожники подчеркивают, что готовы рассмотреть любые предложения властей региона, однако, для более продуктивного сотрудничества Смоленской области необходимо принять закон «О транспортном сообщении». Общественная палата Смоленской области намерена внимательно следить за развитием ситуации. В ближайших планах – обращение к ОП РФ с просьбой инициировать проведение анализа ситуации с пригородными поездами в России (и на Смоленщине в частности) и объективность финансовых претензий РЖД к регионам. Письмо с просьбой проверки методики расчетов РЖД по выпадающим доходам будет направлено в Контрольно-счетную палату Российской Федерации. А пока федеральные власти не возьмут решение проблемы в свои руки, жителям пострадавших районов, похоже, так и придется испытывать неудобства и ждать, что каждая электричка может стать по-настоящему последней.

Россия 1 «Вести — Смоленск»
08.10.2010
«Вести — Смоленск. События недели» эфир в 11.10 10.10.
Ведущий в кадре: От смолян не сбежит электричка. По инициативе руководства Московской железной дороги на широкое общественное обсуждение вынесен вопрос о проблемах обслуживания пассажиров в пригородном сообщении. Этим летом по предложению областной администрации были изменены маршруты почти двух десятков электричек, а три поезда отменили вовсе. Смоляне жалуются. Сложившиеся положение не устраивает и железнодорожников, они обратились в Общественную палату области и предложили публично обсудить проблему. И вот состоялось внеочередное заседание Совета Общественной палаты. Подробности в нашем следующем репортаже.
Корреспондент в кадре: В начале года на станции «Глинка» прошел капитальный ремонт. Но ее двери закрыты: два месяца назад от жителей района сбежала последняя электричка.
Корр.за кадром: Когда по предложению областных властей была произведена оптимизация количества пригородных поездов, транспортной доступности были лишены 20 населенных пунктов Глинковского района. Теперь состав Смоленск-Фаянсовая приходит сюда только по выходным. По будням жители деревень не могут добраться даже до районного центра.
СНХ: Нина Шкрядова, жительница Глинковского района
Нельзя ни в больницу съездить, ни на базар. Вообще движения нет: ни в Смоленск, ни на Ельню, где у нас и банки… И в банк нужно съездить, и в больницу. Конечно, это наказание полное.
К.З. В ходе оптимизации изменились маршруты и периодичность следования 18-ти поездов, а три «пригородных» отменили вовсе. Сокращение объемов пригородных перевозок региональная власть называет — вынужденной мерой, в областной казне не хватает средств. В прежние времена убыточность пригорода компенсировалась за счет перекрестного субсидирования. Разница между реальной стоимостью поездки в электрички и установленным государством тарифом покрывалась фактически за счет грузоотправителей, которым искусственно завышали стоимость услуги. Сегодня эта практика отменена. По решению федерального правительства пригородные перевозки сфера ответственности регионов. Власть на местах заключает договоры с железными дорогами, выступая заказчиком транспортной услуги, определяя необходимые объемы перевозок, маршрутную сеть. Железнодорожники выполняют заказ.
СНХ: Михаил Шарин, заместитель губернатора Смоленской области
Хотелось бы сохранить львиную долю железнодорожных перевозок. Но нужно принимать во внимание то, что при существующей системе …и объеме перевозок, которые предъявляются в расходной части субъекта федерации, мы не в состоянии их содержать. Другого пути, кроме как перевода части пригородных перевозок на автотранспорт, у нас нет.
К.З. Но пускать автотранспорт по тем дорогам, которые есть в районах сейчас, вряд ли возможно. В одном только Глинковском районе местные власти подсчитали: ремонта требуют 114 км дорог. Поэтому члены совета Общественной палаты предложили областной администрации еще раз проанализировать сложившуюся в регионе транспортную схему, провести мониторинг пассажиропотока и поддержали предложение МЖД о необходимости принятия регионального закона «О транспортном обслуживании населения Смоленской области». Руководство столичной магистрали также предложило региону направить в Министерство финансов обращение о выделении федеральных трансфертов бюджету области для компенсации убытков от пригородных перевозок. В свою очередь железнодорожники заверили, что в любой момент, как только администрацией области будет принято решение, готовы возобновить пригородные перевозки по отменным маршрутам.
СНХ: Олег Прохоров, заместитель начальника Московской железной дороги
Учитывая то, что сегодня звучало, и те рекомендации, которые были сделаны в завершении совещания, я думаю, что это позволит изменить эту ситуацию, поскольку сегодня и со стороны администрации Смоленской области и со стороны глав муниципальных образований есть понимание текущего момента. И в решающей части, постановляющей, было сказано, что этот вопрос будет пересмотрен и будут внесены изменения в то положение, которое мы заключили о размере движения.
К.З. Руководство области и Московская железная дорога согласуют реальные размеры движения пригородных поездов на 2011 год. Возможно, на содержание объектов железнодорожной инфраструктуры и приобретение подвижного состава средства будут выделяться обеими сторонами – и областными властями, и руководством железной дороги. В любом случае, искать пути решения проблемы власть и компания-перевозчик будут вместе.
Е.Храмцова, А.Пешков, Р.Зорин, Вести-Смоленск

«Смоленская Неделя»
08.10.2010
Осторожно: переезд!
Смоленское отделение Московской железной дороги уделяет постоянное внимание техническому оснащению и повышению безопасности движения на переездах. В 2010 году на Смоленском отделении МЖД проведен капитальный ремонт 1 переезда, на 3 переездах уложен новый или заменен устаревший резино-кордовый настил, заасфальтировано 20 переездов, на 50 железнодорожных переездах заменены дефектные дорожные знаки. На работы по обустройству переездов их техническое переоснащение израсходовано 7 миллионов рублей. В областном отделении МЖД действует 221 железнодорожный переезд, на 28-ми из них работают дежурные.
Но безопасность на переездах зависит, прежде всего, от дисциплинированности самих автомобилистов. Руководство Смоленского отделения столичной магистрали напоминает водителям: будьте особенно внимательны, проезжая данный участок, не объезжайте закрытый шлагбаум, не выезжайте на переезд при красном сигнале.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Октябрь 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен   Ноя »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
В благодарность за труды