- О РЖД
- Станции
- Контейнеры
- Карты и схемы
- Пасс. перевозки
- Безопасность движения
- История
- Путь
- Узкоколейки
- Локомотивы
- Грузовые вагоны
- Тормозные системы и автосцепка
- Организация движения поездов
- Грузовая и коммерческая работа
- СЦБ и связь
- Электроснабжение
- Прочие хозяйства
- Метрополитен
- Скоростные поезда
- Cервисы 1520mm.ru
- Обзор прессы
- Коротко о транспорте
Что ожидает Транскредитбанк
РБК daily-online
12.04.2011
В РЖД хотят продать Транскредитбанк подороже
ВТБ готов выкупить оставшиеся акции опорного банка РЖД — Транскредитбанка (ТКБ) по цене 21 руб. за акцию, то есть оценив весь банк в 48 млрд руб. В РЖД стоимость ТКБ оценивают в 55—56 млрд руб. и хотят продавать акции по цене выше 22 руб.
Вчера ВТБ выставил оферту на покупку оставшейся доли в ТКБ в размере 56,8%: за эту долю он готов заплатить порядка 27,3 млрд руб., исходя из оценки каждой акции в 21 руб. Исходя из данной оферты, ВТБ оценивает 100% акций ТКБ в 48 млрд руб. Более 54% ТКБ сейчас принадлежит РЖД, совет директоров которых одобрил продажу 30% акций банка, сделка должна пройти до конца июня. По оценке ВТБ, этот пакет будет стоить 14 млрд руб. Вчера в пресс-службе РЖД отказались рассказать, устраивает ли их предложение ВТБ.
Источник РБК daily в руководстве РЖД пояснил, что цена за акцию в размере 21 руб. — эта та цена, по которой ВТБ выкупал акции у других акционеров ТКБ до декабря 2010 года. Таким образом, можно предположить, что тогда ВТБ заплатил за 43,18% акций ТКБ 20,7 млрд руб. В ВТБ не раскрывали стоимость этой сделки, говоря лишь, что цена приобретения всего банка будет равна коэффициенту не более 2,2 к капиталу первого уровня Транскредитбанка на конец 2010 года. На последнюю доступную отчетную дату — начало октября прошлого года — капитал первого уровня ТКБ составлял около 24,7 млрд руб., то есть ранее за весь Транскредитбанк ВТБ готов был выложить не более 54 млрд руб.
По предварительным оценкам, на 1 января 2011 года стоимость всего ТКБ составляет 55—65 млрд руб., итоги года по МСФО банк представит в ближайшее время, говорит источник в РЖД. По его словам, «стоимость акций банка, по расчетам официальных оценщиков, составляет более 22 руб. за штуку — эта оценка остается неизменной с момента ее представления совету директоров РЖД 15 марта. Конечно, 21 руб. за одну акцию это неплохо, но не совсем то, что нам хочется». В ВТБ не стали давать комментарий относительно ценообразования оферты.
Ранее по этой теме
Коммерсант
20.12.2010
С юрлица воды не пить
Дарья Юрищева
ВТБ поглотит Транскредитбанк и Банк Москвы
ВТБ впервые рассказал о том, как распорядится приобретаемыми банками. Через несколько лет после покупки Транскредитбанка и Банка Москвы они будут ликвидированы как юридические лица. Эксперты считают, что полное присоединение целесообразно, хотя ВТБ может столкнуться с оттоком части клиентов.
Банк ВТБ планирует полностью присоединить Банк Москвы и Транскредитбанк (ТКБ) через несколько лет после их покупки, рассказал президент—председатель правления ВТБ Андрей Костин на встрече с миноритариями. «Если покупаем банк, то доводим долю в нем до 100% и присоединяем»,— цитирует его слова «Интерфакс». До конца текущего года ВТБ намерен выкупить у Российских железных дорог контроль в ТКБ, а в течение трех лет получить 100% его акций, после чего ВТБ консолидирует ТКБ и ликвидирует его как юрлицо. По такой же схеме госбанк намерен действовать в рамках сделки с Банком Москвы. Ранее господин Костин официально заявлял о намерении ВТБ приобрести мажоритарный пакет Банка Москвы, а Счетная палата сообщила о начале проверки банка в связи с предстоящей сделкой (см. «Ъ» от 14 декабря). Ключевыми акционерами Банка Москвы являются правительство Москвы (46,48% акций), Столичная страховая группа (17,32%), а также президент банка Андрей Бородин и член совета директоров Лев Алалуев (20,32%). В пресс-службе ВТБ пояснили, что «считают неэффективным сохранение нескольких юридических лиц, которые функционально и управленчески дублируют друг друга». На текущий момент стратегия интеграции бизнесов ВТБ и ТКБ разрабатывается, сказали в пресс-службе ВТБ, отказавшись от комментариев по поводу Банка Москвы.
Полную консолидацию ВТБ, Банка Москвы и ТКБ эксперты считают целесообразной. «Для того чтобы добиться максимальной эффективности от купленного актива, необходима полная его интеграция, чтобы между единицами группы не было конкуренции ни по территории, ни по клиентам»,— уверен протектор фонда долгосрочной мотивации сотрудников МДМ-банка Вадим Сорокин. «Развивать в рамках группы несколько универсальных банков, конкурирующих друг с другом, нелогично»,— согласен Михаил Беляев, гендиректор ФК «Открытие» (присоединила банк «Петровский» и КБ «Открытие», находится в процессе консолидации Свердловского губернского банка).
Объединение столь крупных банков — сложная и дорогая в решении задача, указывают эксперты. ВТБ и Банк Москвы входят в топ-5 по размеру активов и капитала, Транскредитбанк — в топ-20. «Слияние двух банков предполагает огромный объем работы, в первую очередь связанный с банковскими технологиями и необходимостью перехода на единую IT-систему, а также переобучением персонала»,— отмечает предправления Райффайзенбанка (присоединившего в 2006 году Импэксбанк) Павел Гурин. Затраты на интеграцию Банка Москвы и ТКБ составят десятки миллионов долларов, полагает Михаил Беляев. По его словам, синергетический эффект от слияния проявится не раньше, чем банки будут переведены на единый баланс, поскольку только тогда появится возможность сократить часть персонала. «В долгосрочной перспективе затраты на персонал после объединения могут сократиться на 10-20%»,— считает господин Беляев.
При этом слияние банков связано с риском оттока части клиентов. «Желание розничных клиентов ТКБ и Банка Москвы обслуживаться в объединенном ВТБ будет зависеть от технологичности их перевода в новый банк»,— рассуждает Вадим Сорокин. Уровень лояльности розничных клиентов ТКБ и Банка Москвы к ВТБ, скорее всего, будет разным в зависимости от того, насколько развитой была продуктовая линейка присоединяемых банков. Как отмечает аналитик ИК «Тройка Диалог» Ольга Веселова, сотрудники РЖД, которые сегодня являются зарплатными клиентами Транскредитбанка, смогут получать более разнообразные продукты, в результате чего число операций на одного человека, вероятно, вырастет. Выгоды для клиентов Банка Москвы от присоединения к ВТБ не столь очевидны: продуктовая линейка у этих банков схожая, указывает директор департамента розничных продаж Промсвязьбанка Егор Шкерин. Ставки по вкладам для физлиц в Банке Москвы привлекательнее, чем в ВТБ 24. Так, для годового вклада на сумму 100 тыс. руб. в ВТБ 24 ставка составляет от 4% до 5,85% годовых, в Банке Москвы по вкладам на сопоставимый срок и сумму — от 5,68% до 6,5%. «Кроме того, у Банка Москвы много социальных проектов (пенсионные вклады, социальные карты), тогда как ВТБ 24 не привык работать с клиентами с уровнем дохода ниже среднего»,— указывает господин Шкерин.
Ребрендинг поглощаемых банков вряд ли увеличит риски оттока клиентов, считают эксперты. В ВТБ не сообщили, планируется ли ликвидация брендов Транскредитбанка и Банка Москвы. «При покупке банка бренд может сохраняться, если это в интересах роста бизнеса и клиентов»,— заявили в пресс-службе банка. «ВТБ — это глобальный бренд, тогда как Банк Москвы и Транскредитбанк скорее локальные»,— считает директор по стратегическому планированию Depot WDF Максим Писарев. В силе бренда ВТБ не сомневаются также участники рынка, развивающиеся по противоположному сценарию,— финансовая группа «Лайф», которая объединяет шесть самостоятельных банков, самым крупным из которых является Пробизнесбанк. «Мы шли по другому пути, поскольку покупали региональные банки, которые на местных рынках имели более сильные позиции, чем Пробизнесбанк. Однако у ВТБ бренд федерального масштаба»,— указывает вице-президент по кредитным рискам группы «Лайф» Ярослав Алексеев. В рейтинге самых дорогих российских брендов-2010 компании Interbrand бренд Банка Москвы (15-е место) опережал ВТБ (23-е место), но эксперты обращали внимание на динамику показателей: за последние два года стоимость бренда Банка Москвы снизилась на 31%, до 5,2 млрд руб., в то время как стоимость бренда ВТБ выросла на 36%, до 2,9 млрд руб. Бренд Транскредитбанка не вошел в топ-40 рейтинга Interbrand.