РЖД будут торговаться сами с собой? | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

РЖД будут торговаться сами с собой?

Коммерсантъ
24.10.2011
Пассажиров выставят на торги
Александр Панченко
Государство будет заказывать железнодорожные перевозки
Новый закон об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения предполагает, что государство будет на пять лет вперед формировать заказ на перевозки с указанием направлений и разыгрывать его на торгах. ОАО РЖД добивается такого подхода с 2009 года. Но независимые эксперты считают идею бессмысленной в условиях отсутствия конкуренции.
Минтранс опубликовал проект закона об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения, регулирующий взаимоотношения государства с перевозчиками пассажиров в дальнем следовании, а также фиксирующий правила взаимодействия региональных властей с пригородными пассажирскими компаниями. Согласно документу, государство будет формировать единый федеральный заказ — сколько пассажиров должно перевозиться по железной дороге в дальнем сообщении, по каким направлениям, в каких условиях и по какой цене. Поиск исполнителей будет происходить через размещение заказа по правилам госзакупок. Объемы перевозки пассажиров в пригородном сообщении должны определять и оплачивать регионы. Если планируемые пригородные маршруты проходят по территории нескольких регионов, то заказ на железнодорожные перевозки регионы формируют и оплачивают совместно.
В 2009 году Минтранс уже обсуждал проект подобного закона, но тогда аппарат правительства не согласился с предлагаемым отказом от традиционной формы тарифного регулирования. Теперь замечания были устранены, говорит чиновник Минтранса. Если законопроект будет принят до конца этого года, новая система должна быть введена с 2013 года.
Как рассказывает чиновник Минтранса, сегодня государство устанавливает тариф на перевозку (в регулируемом сегменте — плацкартных и общих вагонах) и компенсирует ОАО РЖД разницу между экономически обоснованным уровнем стоимости перевозок. Эти деньги заложены бюджетом на регулярное железнодорожное сообщение без привязки к объемам и направлениям перевозок. В 2011 году было выделено около 30 млрд руб., на 2012 год планируется выделить ту же сумму.
Теперь государство конкретизирует показатели, чем упростит работу перевозчиков, уверяет собеседник «Ъ». По его словам, нерешенными пока остаются два вопроса. Первый заключается в неопределенности ответственного за федеральный заказ на пять лет (минимальный срок федерального заказа, указанный в проекте закона). Второй — будет ли федеральный заказ размещаться единым лотом. Дело в том, что сейчас на рынке 97% перевозок в дальнем следовании осуществляется дочерней ОАО РЖД «Федеральной пассажирской компанией». Остальное приходится на скоростные перевозки пассажиров поездами «Сапсан» и «Аллегро», которые выполняет само ОАО РЖД, и на частных перевозчиков. Последние обеспечить выполнение перевозок в масштабах всей страны не смогут, в связи с чем правительство должно будет решить вопрос о возможном делении заказа по конкретным маршрутам.
Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев отмечает, что сегодня на рынке дальних перевозок фактически сохраняется монополия РЖД в лице ФПК, а «заказ, который предполагает одного исполнителя, является условным». Для нормальной работы этой схемы, полагает эксперт, необходим хотя бы минимальный уровень конкуренции.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Октябрь 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Ноя »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  
В благодарность за труды