Локомотив, о котором говорят в течение последних 50 лет | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Локомотив, о котором говорят в течение последних 50 лет

Эксперт
05.03.2012
Ждем безвредный поезд
Надежда Мерешко
В ближайшее время в России должен начаться серийный выпуск нового типа локомотива — газотурбовоза. Ключевые проблемы реализации проекта — выбор производственной площадки и создание заправочной инфраструктуры
Серийное производство грузотурбовоза — локомотива, работающего на сжиженном природном газе (жидком метане), начнется в России в 2014 году.
Договоренности с газовой и машиностроительной компаниями по созданию заправочных станций и выбору завода-изготовителя будут достигнуты к концу следующего месяца. Первый серийный образец нового локомотива появится уже в начале следующего года», — об этом на прошлой неделе заявили проектировщики новой машины — компания «Российские железные дороги» (РЖД) и Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава (ВНИКТИ).
Инвестиции в необходимую инфраструктуру и изготовление опытного образца оцениваются почти в 2 млрд рублей. Соинвесторами проекта могут выступить газовая компания «НоваТЭК» и транспортный холдинг «Синара».
У газотурбовоза по сравнению с тепловозом дешевле топливо и ниже затраты на эксплуатацию. Экологический эффект от использования новых локомотивов — многократное снижение вредных выбросов в атмосферу.
Самый мощный
Прототип газотурбовоза серии ГТ1 появился еще в 2007 году на базе электровоза ВЛ15 и уже курсирует по железным дорогам. Хотя этот локомотив по законодательству не может быть сертифицирован, его можно испытывать. Пять лет различных усовершенствований отмечены дипломом Книги рекордов Гиннесса за беспрецедентную мощность магистрального газотурбовоза, работающего на сжиженном природном газе (СПГ). А проведение этим локомотивом в сентябре прошлого года грузового состава из 170 вагонов общим весом 16 тыс. тонн стало рекордным. Что доказало: газотурбовоз может заменить работу пяти тепловозов.
При сравнительно небольшом весе (около 300 т) локомотив имеет мощность 8300 кВт, что эквивалентно 11,3 тыс. л. с. и соизмеримо с мощностью серийного грузового электровоза. Даже при полной загрузке он развивает скорость до 100 км/ч. У газотурбинного двигателя меньшее по сравнению с дизельным двигателем число трущихся деталей турбины и высокая температура горения топлива, при которой фактически не образуется нагар. Это делает газотурбовоз значительно дешевле в ремонте и обслуживании.
Новинку планируют использовать прежде всего в северных районах страны, в Сибири и на Дальнем Востоке. Во-первых, это близко к добыче природного газа и машину легче обеспечить топливом. Во-вторых, газотурбинный двигатель локомотива не требует прогрева, а при низких температурах его мощность даже увеличивается. В-третьих, в этих регионах много неэлектрифицированных железнодорожных путей, где могут использоваться только локомотивы с автономной тягой. Основным потребителем газотурбовозов будет РЖД, компания готова закупить от 50 до 200 единиц новой техники. Кроме того, по словам Дмитрия Федорченко, генерального конструктора ОАО «Кузнецов» (одно из предприятий этого холдинга разработало двигатель для газотурбовоза), интерес к проекту уже проявили некоторые зарубежные страны. В их числе Индия, не испытывающая нехватки в СПГ. По мнению президента Международной академии транспорта Александра Кондратьева, новая машина может весьма заинтересовать европейские страны: Италию, Францию и Германию.
В противовес дизелю
План по 25-процентному замещению потребления локомотивами дизельного топлива сжиженным и сжатым природным газом обозначен в «Энергетической стратегии РЖД на период до 2030 года».
К этому периоду объемы использования СПГ достигнут 250 тыс. тонн, а использование дизтоплива сократится с 345,8 тыс. до 160 тыс. тонн. Ежегодная экономия от реализации обозначенной задачи составит примерно 8 млрд рублей.
У нового вида топлива два преимущества: у него ниже цена и он меньше загрязняет окружающую среду. По сравнению с дизельным у газотурбинного двигателя в 10–15 раз меньше вредных выбросов. Это коррелирует и с ужесточившимися с этого года требованиями Евросоюза к вредным выбросам локомотивов. Не последнюю роль для заказчика может играть и стабильность цен на рынке СПГ. «Цена на СПГ на мировом рынке сложилась лет пятнадцать назад и составляет примерно 50 процентов стоимости дизельного топлива. И она держится практически без изменений», — говорит главный инженер ВНИКТИ Владимир Руденко. — Исходя из такой цены можно утверждать, что при вождении поездов повышенной массы новая машина на 30–40 процентов экономичнее тепловозов».
Благодаря установленной в одной из двух секций газотурбовоза емкости для 17 тонн СПГ, запас хода до заправки у прототипа увеличен с изначальных 750 км до 1 тыс. км. Среднее потребление газотурбовозом СПГ — тонна в час. «Для бесперебойной работы машины достаточно двух заправок — в начале и в конце маршрута следования», — считает старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович.
Сейчас топливо для прототипа газотурбовоза приобретается на двух небольших опытных промышленных установках — в Екатеринбурге и в Подмосковье. Поэтому острейший вопрос реализации проекта — обеспечение локомотивов топливом.
Выбрать производителя
Одновременно с вопросом создания необходимой инфраструктуры решается и вопрос производства самого локомотива. Определиться с заводом-изготовителем газотурбовозов во ВНИКТИ надеются к концу этого марта. Предложения направлены в том числе в Трансмашхолдинг и «Синара — Транспортные машины». Возможно, что таким предприятием станет Людиновский тепловозостроительный завод (ЛТЗ), хотя в Группе «Синара», которой принадлежит ЛТЗ, говорить о ближайшей перспективе серийного производства газотурбовозов считают преждевременным. Сейчас специалисты холдинга анализируют сделанное РЖД предложение о возможности изготовления опытного образца на базе ЛТЗ — технология сборки, требования к последующей сертификации и стоимость изготовления.
Если соглашения будут подписаны, проект газотурбовоза переработают под возможности предприятия, а саму площадку подготовят за полгода. То есть опытный образец может быть изготовлен уже в первом-втором квартале следующего года. После испытаний и сертификации, которые завершатся в 2014 году, ожидается серийное производство.
Конечную стоимость нового газотурбовоза разработчики планируют сделать конкурентоспособной. «Мы считаем, — говорит заместитель начальника департамента технической политики РЖД Давид Киржнер, — что цена газотурбовоза по сравнению с тепловозами с асинхронным приводом не должна быть существенно выше. Может, на 10–15 процентов». По оценкам специалистов, она будет примерно 20 млн рублей.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Март 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Апр »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
В благодарность за труды