Стоит ли покупать у торгашей в электричках? | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Стоит ли покупать у торгашей в электричках?

ТВЦ
26.09.2010
«Московская неделя» 14:58
Ведущий не указан
ВЕДУЩИЙ: Но торговля торговле рознь! Магазинами и рынками не ограничивается. Теперь уже никто не вспомнит, когда в подмосковных электричках появились «коробейники». В советские времена по вагонам ходили только мороженщицы. Сегодня ассортимент самый что ни на есть разнообразный. Только вот бизнес этот подпадает под статью Административного кодекса. Легко ли быть «нелегалом на колесах», – выясняла Софья Каткова.
КОРР: Современным «коробейникам» не нужно за собой таскать тяжелые баулы и тележки. Для работы нужна маленькая легкая сумочка. В основном это дешевые товары – книжки, ручки. Товар должен быстро продаваться.
Ярославский вокзал, электричка. Здесь как в супермаркете любой товар на выбор – от носовых платков до китайских электрошокеров. Чудо-фонарь за 50 рублей – не бьется, не перегорает, лазером светит. В подарок суперметаллическая ручка.
– Но это еще не все! Здесь имеется очень удобная указка. Но а если вы в машине потеряете маленькую гайку, как это часто бывает – теряем маленькую иголку, найти практически невозможно, – здесь имеется мощный магнит.
КОРР: При виде сотрудников милиции продавец бросается в бега. Если поймали – не отпирается. Женщина попадается не впервые, всю процедуру знает наизусть. Сейчас отведут в милицейский участок – оформить протокол и оштрафовать на 2500 рублей. И тут загвоздка выйдет.
– У вас при себе документы есть?
– Нет.
КОРР: Как оформлять? Где взять копию паспорта? По закону, милиции дается 3 часа для выяснения личности гражданина.
Валерий Свистунов: Если он, допустим, представляется, гражданином иностранного государства, зачастую сложно в этот период времени установить место жительства этого гражданина, его адрес там и затребовать копии его документов.
КОРР: Большинство «коробейников» – из Молдавии и Украины. Милиция отсылает штрафные постановления по месту прописки. Естественно, штрафы никто и не думает платить. Среди нарушителей есть и москвичи. Продавец фонариков когда-то работала на госпредприятии.
– Я в медпрепаратах работала. Лекарства делала свое российское. А его потом взяли все и разворовали, все позакрывалось.
КОРР: Теперь, по ее словам, работает на себя, удобно.
– А вы каждый день выходите работать?
– Нет, не каждый. Вчера не работала. У меня два внука. Я с внучатами сижу и работаю я только полдня.
КОРР: Но в истории про торговцев-одиночек мало кто верит. Уж слишком организованно торгуют «коробейники». На этих кадрах – очередь из продавцов, коллеги молчат, ждут, пока закончат другие. К тому же ассортимент товаров не повторяется.
– Каждый сам на себя работает?
– Нет, не каждый сам на себя. Есть хозяин, на хозяина работаем. Вы девушка поймите меня правильно, я еще хочу работать.
КОРР: Подмосковные электрички давно поделены. За нарушение границ грозит наказание от «коллег». А с милицией – вечная игра в догонялки. Вот опять попалась продавщица фонариков. Как и полчаса назад спешит удалиться. Спрятаться не удалось – зато перепугала коллегу, который притворился пассажиром.
– Я ничего не делал! Я сидел!
– Сидел!
КОРР: А вот музыкантам в электричках ни милиция, ни телекамера не страшны. Им даже штраф выписать не за что – по закону они никаких услуг не предоставляют.
Только пассажиры оказываются крайними в этой «ярмарке на колесах».
Надежда Сандина: Я сегодня утром ехала, я думала я их разорву на части! Только не надо записывать. Потому что на самом деле. Какие-то носки продают немыслимые, еще что-то. Думаешь: боже, сидел бы ты где-нибудь, здоровый мужик, шел бы ты работать на завод куда-нибудь. Ну, все продаем, когда ж мы будем работать, выпускать что-то!
КОРР: Но есть и те, кого шумная реклама не раздражает, а наоборот – развлекает.
Иван Чадаев: Зато поесть можно купить. Зачем в палатки ходить, если здесь купить можно.
КОРР: Этим летом в РЖД пошли на эксперимент. Легализовали в электричках торговлю мороженным. Думали, нелегалов станет меньше. Не получилось.
Елена Шестерикова: Конечно мешают эти конкуренты. Но я точно не знаю, кто из них легальный, а кто нелегальный.
КОРР: В планах РЖД – разрешить на определенных условиях торговлю не только мороженым, но и другими товарами. Тогда «коробейники», возможно, и решились бы легализовать свой бизнес. А пока одним придется бегать, другим ловить.

Ранее на эту тему
Комсомольская правда
21.09.2010
Почему московское метро и пригородные электрички превратились в базары?
Никита МИРОНОВ
— Уважаемые пассажиры! Москвичи и гости города! Хочу предложить вам уникальное издание: атлас Москвы с указанием каждого дома…
Стоило поезду выскочить на поверхность после «Коломенской», как мужик средних лет звонким, полным энтузиазма голосом начал рассказывать, что атлас стоит всего 100 рублей, а в магазине — 180 и что я могу дико сэкономить.
Читать книжку уже невозможно. Включаю плеер, но голос коробейника громче.
— Атлас удобно помещается в кармане…
Мужик умолкает, только когда мы въезжаем в тоннель перед «Автозаводской», где из-за грохота ничего не слышно. Наконец-то! Я снова открываю книжку.
Торговля в метро процветает везде, где поезда хоть ненадолго выходят наверх. На Филевской, Арбатско-Покровской, Замоскворецкой и Таганско-Краснопресненской линиях. Коробейники впаривают пассажирам тонны ненужных вещей: отвертки на все случаи жизни, чистящие карандаши, клей, способный зафиксировать «Камаз» на асфальте, гороскопы… В общем, все те вещи, про которые вечером принято себя спрашивать: «И зачем я это купил?» Такая же ерунда происходит и в электричках.
Корреспондент «КП» попытался разобраться: кто, на чем и сколько зарабатывает в «супермаркете на колесах»? И почему милиции никак не удается прогнать торговцев?
ПРИБЫЛЬ — 100 ПРОЦЕНТОВ
— Самое главное, чтобы товар был легким и дешевым. Легкий, чтобы с сумкой не надорваться. А дешевый быстрее покупают, — рассказывает Валерий, торгующий в подземке уже пять лет. — Вот, например, набор из четырех гелевых ручек. Я покупаю его на складе за 10 рублей, а продаю по 20. Ну разве тебе жалко 20 рублей за четыре авторучки?
— Не жалко… Но твой навар 10 рублей всего!
— Не 10 рублей, а 100 процентов. И в нашем деле главное не наценка, а большой оборот.
Валера рассказывает: главное — чтобы в вагоне купил хотя бы один человек. Желательно сидящий неподалеку от продавца. Тогда и остальные потянутся.
— Стадный инстинкт, — улыбается парень.
Коробейник признается: чаще всего покупают приезжие.
— Москвичи — те вообще как столбы: ни на что не реагируют. Уткнутся в книгу или дремлют. А приезжим все интересно.
Иногда Валера закупает товар в «Ашане», «Оби» или «Метро». Набор из трех скатертей, например, покупает за 150 рублей, а продает за 250 — 300.
— А что ты хочешь — с доставкой же! — объясняет парень.
Очень популярны у торговцев магазины «Все по … рублей». Оттуда в метро перекочевывают строительные перчатки, фумигаторы, наборы пластинок от комаров.
— В день можно заработать и 300, и 1000 рублей, как пойдет, — рассказывает Валерий. — Главное, на милицию не нарваться.
А нарываются коробейники нередко. В прошлом году, например, в подземке оштрафовали 1123 торговца. Ведь «Правила пользования метрополитеном» торговать в подземке запрещают. По статье 11.13 КоАП Москвы коробейников наказывают на сумму от 1 до 2,5 тысячи рублей.
В приватной беседе милиционеры сетуют: штрафовать торговцев все труднее.
— Они ж почти все иногородние, и в Москве специально не регистрируются, — рассказывает один из офицеров управления милиции на метрополитене. — Судья выпишет штраф, а попробуй его взыщи!
ТОРГОВАЯ «МАФИЯ»
Подмосковные электрички и вовсе базар на колесах! Если в метро торгуют лишь на отдельных перегонах, то в электропоездах — повсеместно.
— Предлагаю вашему вниманию уникальный пятновыводитель! — кричит почти мне в ухо бойкий парень в электричке на Волоколамск. — Всего 100 рублей.
Вскоре мы с ним сошли вместе, разговорились. Оказывается, дальше не его территория. Торговать запрещено, там «работают» другие люди.
— Все подмосковные электрички давно поделены, — рассказывает Андрей.
— Мафией?
— Да нет, самими торговцами, — объясняет парень. — Просто так работать удобнее.
Ведь на каждом отрезке, оказывается, один и тот же набор товаров. Одни торгуют бытовой химией и хозяйственной мелочевкой: щетками для обуви и мытья посуды, зонтиками, салфетками. Другие — едой: мороженое, семечки, газировка, пиво. Третья группа — торговцы газетами, журналами и сканвордами. Получается, что на отдельно взятом отрезке (например, от Москвы до Люберец) прямых конкурентов в одной электричке нет.
— А если они появляются, — рассказывает Андрей, — их ссаживают сами торговцы. Могут и морду набить, и товар на рельсы высыпать. Потому что торговать надо по правилам, — убежден парень.
ДЕШЕВО И СЕРДИТО
Правда ли, что товар в электричках дешевле, чем в магазине? И да, и нет. Смотря с каким магазином сравнивать. Многие коробейники, как и их собратья из метро, сами закупают товар в сетевых дисконтах. А кто-то (чтобы зря времени не терять) прямо… на вокзалах.
Иду в Ярославские торговые ряды — рынок, тянущийся вдоль железнодорожных путей Ярославского направления. Ох… Даже не подозревал, что в Москве остались такие вертепы. Буквально на каждом шагу — цыганки и кавказцы, торгующие подержанными мобильниками. Грязный, заплеванный, в лужах асфальт и запах давно немытых тел. В киосках торгуют той самой хозяйственной мелочью, что расходится потом по электричкам. Цены — копеечные. Десять пар строительных перчаток — 80 рублей (в электричках они уходят за 120 — 150). Игральные карты — 15 — 20 рублей (в электричках — 30 — 50). Фумигатор — 18 рублей (30 — 35). Чай, кофе тоже очень дешевые. По рядам деловито с клетчатыми сумками шагают коробейники. С одним из них — он представился Саней — мы разговорились.
— Работа на самом деле собачья, — рассказал Саша. — Я раньше пивом торговал, а потом сорвал спину. Потаскай-ка сумку! Несколько раз товар пьяные фанаты отбирали. Когда они едут, кстати, любая торговля обычно прекращается. Можно и от обычных пассажиров получить. Особенно вечером, в час пик. Все злые едут, уставшие. В такое время тоже стараюсь не торговать.
По словам коробейника, больше всего от работы устают ноги, спина и голосовые связки.
— К вечеру обычно сипишь и идешь согнувшись.
ПОЙМАТЬ «ТЕМУ»
Но плюсов, по словам Сани, в его работе тоже хватает. Свободный график: хочешь — работаешь, хочешь — отдыхаешь. Начальства над тобой нет. Если поймаешь «тему» (найдешь удачный товар), можно заработать и 50 тысяч в месяц. Среди коробейников, например, гуляет история, как «поднялись» два торговца, продававших на Курском направлении книгу «Москва — Петушки». Расходилась влет! Но чаще товар сезонный: летом — фумигаторы, сетки и липкая лента от мух, осенью — зонтики и дождевики.
— Скучно ими торговать?
— Скучно. Но вечером выручку подсчитаешь и наутро опять идешь. Выгодно!
— Так ведь нестабильно. В офисе можно больше заработать.
— Ну и что? Зато здесь я сам себе хозяин!
Все верно, но бизнес-то у торговцев незаконный. Налогов не платят. Качества товара не гарантируют. И почему я, пассажир, вынужден слушать их рекламные ролики?

ПОПРОБУЙ ОШТРАФУЙ
— Бороться с торговцами очень непросто, — рассказала «Комсомолке» руководитель пресс-службы Московского УВД на железнодорожном транспорте Татьяна Агапова. — Ездят они без паспортов. А нет паспорта — как протокол оформить? К тому же милиция не имеет права конфисковать товар. А еще наряд, сопровождающий электричку, не может покинуть ее до прибытия на конечную станцию. Поэтому торговцев не доставляют в отделение, а лишь ссаживают вместе с товаром. И они тут же садятся в другую электричку и продолжают незаконно торговать.
Стихийная торговля — бич всех электричек, кроме скоростных и «Спутников». Там продают лишь газеты, журналы и книги. Но не коробейники, а сотрудники компании «Желдорпресс». Они имеют разрешение от РЖД и платят налоги. Почему же в «Спутники» коробейники не могут проникнуть? Да потому что там контролеры на входе и милиции в электричках побольше. Вот и порядок. Лишь изредка просочится какой-нибудь торговец мороженым…
Как же отвадить коробейников от электричек? Милиция считает, что нужно «ввести их в правовое поле». Продавать лицензии на торговлю в электричках, заставлять платить налоги и, главное, резко ограничить перечень продаваемых товаров. Тогда число коробейников автоматически снизится в разы.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
За январь — август прошлого года за торговлю в электричках в Москве и области оштрафовали 8788 коробейников. А за январь — август нынешнего — уже 10 022. Размер штрафа — до 2500 рублей.
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Сергей СМИРНОВ, директор Института социальной политики Высшей школы экономики: «Это же развлекуха!»
— Коробейники в электричках — это сетевой маркетинг пещерного уровня. Но он неубиваем. Во-первых, потому что в электричках — особенно если ехать далеко — довольно скучно. И пассажиры воспринимают торговцев как какую-то развлекуху. Во-вторых, коробейники нередко торгуют нужным товаром. Не успел, например, пассажир купить сканворд в дорогу. Или зонтик забыл. А тут дешевый предлагается. В-третьих, коробейники активно продвигают инновационные технологии. Пятновыводитель, спасающий от всех загрязнений, фонарик с батарейками на тысячу лет. Это же интересно! Даже если фонарик реально не нужен, его все равно многие купят за «чудодейственные» свойства.
Дмитрий КЛЕВЦОВ, психолог: «Нас разводят дешевизной»
— Большинство вещей, которые предлагают коробейники, не очень-то и нужны. Но их все равно покупают. Почему? Коробейники — прекрасные психологи. Они всегда упирают на то, что их товар дешевле, чем в магазинах. И в пассажирах тут же пробуждается жажда халявы. Второй важный момент — товар приносят тебе в руки. Сейчас, возможно, он и не нужен, но может понадобиться потом. Однако главное все-таки в психологии «постсоветского» человека. Он еще помнит тотальный дефицит и ситуацию, когда есть деньги, а потратить их не на что. Поэтому все хватают впрок, как сейчас гречку. Вдруг потом не будет? Вдруг такой пятновыводитель исчезнет из продажи? Надо поскорее брать! Чаще всего, кстати, в электричках покупают пенсионеры.

Один комментарий: Стоит ли покупать у торгашей в электричках?

  • Миша обыватель говорит:

    В Санкт-Петербурге то же самое. Отличие в том, что в петербургском метро нет наземных участков (не считая наземных конечных станций) и оно очень глубокое, но коробейники всё равно встречаются. Я их чаще всего вижу на 1-й (Кировско-Выборгской) линии, правда, и пользуюсь ей чаще (живу возле пл. Мужества).

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Сентябрь 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Окт »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
В благодарность за труды