Цена на пригородные билеты в Ленинградской области | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

Цена на пригородные билеты в Ленинградской области

Российская газета
26.01.2011
Тема недели
Антон Медведев
Неразбериха с тарифами для пригородного железнодорожного транспорта в Ленинградской области лишний раз демонстрирует неприятную тенденцию — до тех пор, пока в спорную ситуацию не вмешаются надзорные органы, никаких окончательных решений чиновники не примут. О том, что с 1 января 2011 года перекрестное субсидирование на железнодорожном транспорте будет полностью прекращено, было известно заранее. Как и то, что платить за это все равно кому-то придется. Тем не менее, по данным прошлогоднего исследования Института социальной политики и социально-экономических программ ГУ-ВШЭ, лишь восемь из российских регионов активно включились в процесс реформирования. Остальные заняли привычную выжидательную позицию, в лучшем случае заложив в региональные бюджеты по 5-10 процентов от сумм, необходимых на компенсацию затрат. Расчет простой — как только ситуация станет критической, на помощь придет бездонный федеральный бюджет. Между тем уже как минимум три года руководство минфина РФ заявляет — дотирование железнодорожных перевозок из федеральной казны должно быть прекращено полностью.
Самое печальное, что все участники конфликта формально правы. Перевозчики действительно не хотят нести убытки от перевозки пассажиров по «социальным тарифам», а у местных властей на самом деле недостаточно средств на компенсацию этих убытков в полном объеме. И обе стороны не находят ничего лучшего, как шантажировать друг друга «социальным взрывом», словно позабыв о том, что взрывная волна распространяется во все стороны и сложно предсказать, кто в итоге пострадает больше.
По прогнозам экспертов, в тарифной войне, скорее всего, проиграют электрички. Не перевозчики, а сами электрички как вид транспорта.
— Пассажирские перевозки будут убыточными, пока не изменятся принципы управления. Сегодня этот вид транспорта дотируется из региональных бюджетов, но бюджетирование сокращается, тарифы, чтобы перекрыть дефицит, повышаются, и все это ведет к снижению популярности электричек как социального вида транспорта.
В конце концов они могут вовсе исчезнуть, останутся только имиджевые составы на популярных направлениях, — предостерегает заведующая кафедрой финансовых рынков и финансового менеджмента ГУ-ВШЭ в Санкт-Петербурге Елена Рогова. — Сейчас РЖД проходит очередную стадию реформирования, и было бы логично, если бы компания пересмотрела механизмы бюджетирования, ценообразования и финансового управления этим сектором перевозок, чтобы вывести его из состояния убыточности. Опыт многих западных стран показывает, что это вполне возможно. Как ни парадоксально, но сокращение количества составов, которым все без исключения перевозчики пугают региональных чиновников, в среднесрочной перспективе больно ударит по самим транспортным компаниям. Выдерживать конкуренцию с автотранспортом — как личным, так и общественным — с каждым годом станет все труднее. Особенно если за развитие пригородной маршрутной сети власти возьмутся всерьез — нетрудно посчитать, сколько транспорта можно закупить на полтора миллиарда рублей, которые Северо-Западная пригородная пассажирская компания рассчитывает получить из бюджета Ленинградской области за один только год.
Однако не стоит забывать, что инфраструктура и пассажиропоток пригородных железнодорожных перевозок формировались десятилетиями. И на замещение отрасли маршрутками и различными гидропланами уйдет никак не меньше времени. Выход один — искать компромисс, ведь ежегодно услугами электричек в регионах пользуются около 480 миллионов пассажиров. Опыт ряда территорий доказывает, что это вполне посильная задача.

Российская газета
25.01.2011
Субсидии прокатили
Татьяна Шадрина, Евгения Цинклер
Вчера в Ленинградской области вдвое подорожал проезд в электричке
Стоимость проезда в электричках уже выросла в 47 областях России. Больше всего придется раскошелиться тем, кто живет в Ленинградской области. Там проезд вчера подорожал больше чем вдвое, на 56 процентов. В 43 областях — зоновый тариф остался прежним, констатировали вчера в РЖД. Но будут ли жители этих областей ездить по прошлогодним тарифам? Например, в московском регионе еще идут переговоры по стоимости проезда.
Есть регионы, которые нашли в своих бюджетах деньги на субсидирование выпадающих расходов пригородных компаний, чтобы снизить стоимость проезда в пригороде. Например, в Калининградской области стоимость проезда с начала года снизилась на 20 процентов.
Такая «разнообразная» картина по стоимости проезда не случайна. Каждый регион с 2011 года определяет степень своей возможности по финансированию пригорода и устанавливает свой зоновый тариф. До недавнего времени электрички существовали за счет доходов РЖД от грузоперевозок. Но согласно правительственным распоряжениям перекрестное субсидирование внутри железнодорожного комплекса прекратилось. При этом правительство заложило в бюджете на этот год 25 миллиардов рублей для помощи регионам, которые самостоятельно не могут компенсировать перевозчикам выпадающие расходы по перевозке пассажиров электричками. Причем никакого норматива, где было бы прописано, что, например, 50 процентов финансирует федеральный, а 50 процентов региональный бюджет, нет. Начиная с августа прошлого года у регионов начали принимать заявки на субсидии из федерального бюджета, но дело застопорилось из-за того, что не было точной формы для подачи заявки. По информации в РЖД, разработка такой заявки была поручена минрегиону. По данным пресс-службы министерства, представитель этого ведомства вошел в рабочую группу, которая была создана еще в августе для реализации распоряжения правительства по субсидированию регионов. Есть ли необходимая форма заявки сейчас, «РГ» выяснить не удалось. На основании чего субъекты будут получать пригородные субсидии из федеральной казны, вопрос открытый.
По словам главы РЖД Владимира Якунина, сложным вопросом остается организация эффективного функционирования комплекса пригородных перевозок, где будут действовать 26 вновь созданных региональных компаний. «Социальное регулирование тарифов означает для этих компаний выпадающие доходы, которые должны компенсироваться по определенной схеме. Пока эта схема неформально представляет собой паритетную поддержку пригорода государственным бюджетом и регионом, но в идеале мы (железнодорожники) должны перейти на самоокупаемость при поддержке регионального бюджета», — написал в своем живом журнале глава РЖД Владимир Якунин.
На данный момент во всех субъектах РФ пригород обслуживают 22 компании. Еще три компании зарегистрированы, а одна готовится к регистрации. Уже сформирована Северо-Западная пригородная компания в ленинградском регионе. Она отвечает там за обслуживание пассажиров. А вот тарифы лежат на совести региона. И получается, что доехать от Санкт-Петербурга до какой-нибудь станции в Ленобласти заметно дешевле, чем вернуться с той же станции обратно в Северную столицу. Например, дорога от Санкт-Петербурга до Выборга подорожала со 193 до 262 рублей, до Луги — с 210 до 302 рублей.
Отток пассажиров при таких условиях практически неизбежен в тех местах, где есть транспортная альтернатива, признают железнодорожники. В частности, билет на автобус до того же Выборга обходится всего в 150 рублей, а доехать до Петербурга из Гатчины на маршрутке — в полтора раза дешевле, чем на электричке с учетом новых тарифов.
Некоторые эксперты уже прогнозируют скорую гибель ленинградских электричек как общественного транспорта и даже называют срок — электропоезда полностью окажутся подменены автобусами и маршрутками примерно через два года.
Председатель комитета по тарифам и ценовой политике области Павел Березовский говорит, что высокий тариф утвержден в полном соответствии с заявкой компании-перевозчика — с учетом «роста затрат компании-перевозчика на 40 процентов в 2011 году и сокращения пассажиропотока на 30 процентов».
Коллизия в том, что, предоставляя на согласование новые тарифы, перевозчик рассчитывал, что областной бюджет будет дотировать их часть. Однако власти предоставили перевозчику самостоятельно расхлебывать последствия подорожания.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Январь 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  
В благодарность за труды