35 миллиардов евро на скорость готов отдать наш бюджет | Пресса о РЖД
Media Player Winamp Real Player QuickTime Player

35 миллиардов евро на скорость готов отдать наш бюджет

Ведомости
02.02.2011
50 млрд евро
Алексей Непомнящий
Если задумки РЖД будут реализованы, в 2018 г. в России будет построено около 3000 км новых высокоскоростных железных дорог, которые соединят Москву с Петербургом, Екатеринбургом и Самарой и по которым будут летать комфортабельные поезда со скоростью до 400 км/ч. Они не будут мешать грузовым и пригородным поездам, как «Сапсаны». А Россия продемонстрирует Европе, Японии и Китаю, где активно развиваются аналогичные проекты, что тоже не лыком шита. Появится и шанс перегнать США — там высокоскоростные линии тоже только планируется строить.
Стоит это удовольствие, по оценке гендиректора отвечающей за проект «дочки» РЖД Дениса Муратова, не менее 50 млрд евро. Это очень много: больше затрат на Олимпиаду-2014, больше стоимости самого масштабного нефтегазового проекта — «Сахалина-1». И это расходы только на строительство самих магистралей без учета выкупа земли, строительства новых вокзалов, закупки поездов и т. д., что грозит добавить к цене еще миллиарды или даже десятки миллиардов евро: только на покупку земли под магистраль между Москвой и Питером может пойти до 50 млрд руб.
Финансировать проект будут частные инвесторы, но до 70% понесенных ими затрат в течение 30 лет выплатит государство, оно же выкупит земли, говорит Муратов. Что мы получаем взамен? Повышение мобильности населения, новый импульс для экономик регионов да государство через налоги вернет вложения в четырехкратном размере, обещает он. Правда, для этого должны совпасть многие факторы, показывает полугодовой давности исследование Всемирного банка: если магистраль соединяет мегаполисы на расстоянии не более 250-500 км друг от друга, если между ними уже существуют очень плотные пассажиропотоки, а пропускная способность имеющихся дорог ограниченна, если цены на билеты будут достаточно привлекательными, а объем перевозок составляет не менее 20 млн человек в год…
Ответить на вопрос, действительно ли нам необходим такой проект, важно. Этим сейчас как раз занимаются Минтранс и другие ведомства. Особых сомнений в том, что они найдут нужные обоснования, нет — ведь сам премьер уже заявил, что дороги нужно строить. В российских же условиях больше интересен ответ на другой вопрос: в чей карман пойдут огромные государственные деньги, выделенные на весьма спорное предприятие? Искать ответ на этот вопрос как-то даже и не хочется — учитывая, что у премьера есть ряд знакомых, интересующихся такими проектами.

Ведомости
31.01.2011
50 млрд евро на скорость
Алексей Непомнящий
РЖД свяжет города скоростными поездами
К чемпионату мира по футболу 2018 г. высокоскоростное железнодорожное сообщение свяжет Москву с Петербургом, Нижним Новгородом, Казанью, Екатеринбургом, Самарой и Владимиром. Стоимость проекта — не менее 50 млрд евро. 70% затрат возьмет на себя государство
В пятницу «Скоростные магистрали», дочерняя компания РЖД, представили проект развития высокоскоростного железнодорожного движения до 2018 г. Как объяснил гендиректор компании Денис Муратов, к этому времени на маршрутах Москва — Петербург и Москва — Екатеринбург (минуя Владимир, Нижний Новгород и Казань с ответвлением из Казани в Самару) планируется построить выделенные пути, по которым поезда смогут ездить со скоростью до 400 км/ч. Общая длина высокоскоростных железных дорог составит около 3000 км.
Строительство участка высокоскоростной магистрали между двумя столицами является первым проектом, однако маршрут его пока не определен — в частности, не решено, будет ли новая линия проходить через аэропорт «Шереметьево», говорит Муратов. Маршрут будет утвержден в марте, тогда же потенциальным инвесторам и строителям проекта будет выдана документация. Тендер на строительство и эксплуатацию этого участка будет объявлен в декабре 2011 г., подвести его итоги планируется через год, а уже в 2013 г. начать строительство магистрали, ввод ее в эксплуатацию предполагается в 2017 г., отметил он. Дорога до Екатеринбурга и Самары должна быть построена к чемпионату мира по футболу, который Россия будет принимать в 2018 г. По прогнозу Муратова, пассажиропоток только на питерском направлении составит 8 млн человек в год, а поезда будут курсировать с частотой раз в полчаса. Стоимость строительства магистрали составит около 14-22
млн евро за 1 км, говорит Муратов. Но это нижняя планка, которая не учитывает строительства вокзальных комплексов, стоимости выкупа земли, строительства мостов, осушения болот и проч., отметил Муратов. На отдельных сложных участках издержки могут вырастать и до 50 млн евро за 1 км пути. По оценке Муратова, стоимость всей высокоскоростной сети будет составлять около 50 млрд евро, в том числе 10-15 млрд евро — участок Москва — Санкт-Петербург.
На выкуп земли предполагается потратить не более 50 млрд руб., обещает Муратов. Все расходы профинансирует государство. На питерском направлении издержки могли бы быть и вовсе равны нулю. Ведь РАО «ВСМ», пытавшееся в начале 1990-х гг. построить высокоскоростную трассу Москва — Петербург, зарезервировало земли. Но маршрут новой трассы не везде будет совпадать со старой.
В частности, дорога пройдет мимо Валдайского заповедника, говорит Муратов.
Строиться новые высокоскоростные магистрали будут с использованием особого вида концессии — модели контракта жизненного цикла. Проектированием, привлечением финансирования, строительством и эксплуатацией магистрали будет заниматься выбранная на тендере компания, рассказал Муратов. Это позволит максимально сократить издержки на строительство и выполнить его в предельно сжатые сроки. Ведь компания-концессионер сможет получить деньги от государства только после начала работы магистрали. Поскольку параметры проекта будут утверждены изначально, как и объемы платежей из бюджета, чем больше концессионеру удастся сэкономить, тем большую прибыль он получит, согласен эксперт Института проблем естественных монополий Владимир Савчук.
В общей стоимости проекта затраты государства могут составить до 70%, остальные средства предоставят частные инвесторы. Финансирование будут предоставлять крупные международные финансовые институты, с которыми «Скоростные магистрали» провели предварительные переговоры. По словам Муратова, в России проектом интересуются ВЭБ, Сбербанк и ВТБ.
Идея активно обсуждается, но пока никаких решений не принято, в том числе и по вопросу финансирования проекта, уверяет чиновник аппарата правительства. Рассматриваются несколько возможных вариантов участия государства в этом проекте, подтверждает представитель Минфина.
Потенциально проект интересен, но говорить о деталях пока рано, передал через пресс-службу соруководитель департамента инвестиционно-банковской деятельности «ВТБ капитала» Олег Панкратов. Сбербанк находится на стадии первичного анализа проекта, говорит его представитель. Его коллега из ВЭБа лишь сказал, что банку известно о таком проекте.
Почти нигде в мире такие проекты не реализуются без участия государства, отмечают партнер The Boston Consulting Group Андрей Тимофеев и Савчук. Но затраты государства могут оказаться выше. Например, вряд ли удастся привлечь от инвесторов более 20% стоимости проекта, считает Тимофеев.
Потенциальный интерес к участию в этом проекте есть, но о деталях участия можно будет говорить, лишь когда РЖД представит конкретные характеристики проекта, сказал представитель Аркадия Ротенберга (контролирует 19,4% «Мостотреста» и владеет долей в Северо-западной концессионной компании, строящей платную автодорогу Москва — Санкт-Петербург). Представитель «Н-транса» говорит, что его компания проект детально не рассматривала, но не исключает участия в нем.
Сколько стоят дороги
В 2008 г. власти Калифорнии одобрили строительство железной дороги протяженностью более 1100 км стоимостью $42,6 млрд. Таким образом, 1 км пути будет стоить около 28 млн евро. Китайский план строительства 16 000 км высокоскоростных железных дорог к 2020 г. оценивается в 2,34 трлн гонконгских долларов, или около 14 млн евро за 1 км.

Поиск на 1520mm.ru
Все о транспорте
В нашей библиотеке
Сейчас на железных дорогах

Календарь
Февраль 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв   Мар »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28  
В благодарность за труды