- О РЖД
- Станции
- Контейнеры
- Карты и схемы
- Пасс. перевозки
- Безопасность движения
- История
- Путь
- Узкоколейки
- Локомотивы
- Грузовые вагоны
- Тормозные системы и автосцепка
- Организация движения поездов
- Грузовая и коммерческая работа
- СЦБ и связь
- Электроснабжение
- Прочие хозяйства
- Метрополитен
- Скоростные поезда
- Cервисы 1520mm.ru
- Обзор прессы
- Коротко о транспорте
Чемпионат мира по футболу может стать началом приватизации РЖД
Российская газета
17.05.2011
Тариф в игре
Татьяна Шадрина
В 2018 году футбольные болельщики будут ездить на матчи чемпионата мира в России на скоростных поездах
Вчера в редакцию «Российской газеты» на «деловой завтрак» приехал президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. Разговор начался с «сезонного вопроса» — работы пригородных электричек.
Российская газета
В этом году началась передача электричек регионам. Теперь они будут отвечать и за содержание поездов, и за цены на проезд. Граждане, опасаются, что тарифы могут теперь увеличиться. Так ли это?
Владимир Якунин
В прошлом году правительство приняло решение, что пригородные перевозки должны быть выведены из зоны убыточности. Пригород — это регулируемая сфера социальных перевозок, и по законодательству субъект Федерации отвечает за установление тарифов.
Но простому пассажиру совершенно все равно, кто какие документы подписал, кто какие документы не исполнил. В этих условиях не только РЖД становится заложницей этой системы, неся убытки в десятки миллиардов рублей, но рост тарифов на пригород чреват серьезным социальным напряжением. Федеральное правительство выделило для поддержания пригорода 25 миллиардов рублей по указанию премьер-министра. Никакого дополнительного повышения тарифов, кроме того, который соответствует инфляции, не будет. В этом году стоимость проезда не изменится. Если мы договоримся с субъектами Федерации и они помогут нам бороться с «зайцами», мы уберем из проезда инфраструктурную составляющую. Предполагаю, что тарифы не только не будут расти, но надеюсь, что как минимум они будут стоять на том же месте.
РГ
Наши читатели, студенты, которые ездят по железнодорожной дороге, спрашивают могут ли они рассчитывать на скидки при покупке билетов?
Якунин
РЖД предоставляет студентам 50-процентные скидки в поездах дальнего следования во время учебы, которые субсидируются из федерального бюджета. Таковыми они и останутся. Что касается пригородных перевозок, то это прерогатива субъекта Федерации.
РГ
Хотя до чемпионата мира по футболу 2018 года — еще несколько лет, но читатели уже беспокоятся, сколько будут стоить билеты на проезд, чтобы попасть на матч?
Якунин
Пусть беспокоятся за стоимость билета на стадион. Что касается нашей стоимости, это не от нас зависит, а от государства. Как с государством договорятся, столько и будет стоить. Есть четкое указание от главы правительства подготовить концепцию развития железнодорожного транспорта в интересах обеспечения болельщиков и спортсменов чемпионата мира по футболу, у нас уже эта работа находится в стадии завершения, в ближайшее время эти предложения мы направим в правительство.
РГ
А что в этой концепции, если не секрет?
Якунин
Она включает в себя создание высокоскоростного сообщения Москва — Санкт-Петербург, Нижний Новгород — Казань. Между последними городами должна быть построена выделенная линия на 400 километров. При этом, с другой стороны, между Москвой и Нижним Новгородом планируется увеличение скоростей движения на существующих трассах минимум до 160 километров в час.
РГ
Во сколько же обойдется проект по модернизации железной дороги к ЧМ по футболу 2018 года? Кто его будет финансировать?
Якунин
После представления в правительство предложений компании должен быть решен вопрос об инвестиционных ресурсах. Вы знаете, что правительство сегодня приняло решение о том, что уровень роста тарифов российских железных дорог не должен превышать роста инфляции. Единственный источник получения средств — это перевозки. Какой тариф нам дают, столько мы и зарабатываем. Если рост тарифов не изменится, то у нас в бюджете на 2012 год будет дыра в 80 миллиардов рублей. Тут уже об инвестициях, как вы понимаете, говорить нечего.По всей видимости, мы будем выходить в правительство и оно будет действовать так же, как действует по сочинским объектам. Поскольку это государственная программа развития, то выделяются специальные инвестиционные ресурсы, чтобы эти проекты можно было сделать, потому что при таком изменении тарифов, когда у нас нет ни инвестиционного тарифа, нет надлежащего роста тарифов, мы самостоятельно с этой проблемой не справимся.
Кстати
Российские железнодорожники снизили стоимость проезда на верхних полках купейных вагонов в 74 поездах, курсирующих по стране, на 30 процентов. Спецпредложение будет действовать по 30 сентября, сообщает ИТАР-ТАСС. Речь идет о поездах, которые следуют из региональных центров в столицу, а также соединяют между собой крупные областные и районные центры. Также с первого апреля на проезд в купе поездов, следующих из Санкт-Петербурга в Москву, действует скидка пять процентов, но не во все дни недели.
КоммерсантЪ 16.05.2011
Железные дороги выезжают на футбол
Александр Панченко
ОАО РЖД подготовило проект организации железнодорожного сообщения к чемпионату мира по футболу 2018 года. Для перевозки 500 тыс. болельщиков предлагается построить две скоростные магистрали, закупить более 100 скоростных поездов и запустить аэроэкспрессы во всех городах, где будут проходить матчи. Ускорение поездов на существующей инфраструктуре потребует переноса грузового движения. В результате итоговая стоимость проекта превысит 1 трлн руб., причем найти для него частных инвесторов никто не надеется.
Как стало известно «Ъ», Институт экономики и развития транспорта (ранее «ГипротрансТЭИ», на 100% принадлежит ОАО РЖД) подготовил проект концепции организации пассажирского железнодорожного сообщения к чемпионату мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году. Авторы концепции исходили из того, что железнодорожным транспортом нужно будет перевезти 500 тыс. человек, рассказал источник «Ъ», знакомый с деталями проекта. Документ разбивает решение этой задачи на четыре части. Первая — организация сверхскоростного движения (до 350-400 км/ч) — предусматривает строительство новых железных дорог. Здесь предлагаются три варианта: строительство ветки Москва—Петербург, создание ее и ветки Москва—Нижний Новгород—Казань, а также вариант строительства двух веток с продлением последней до Екатеринбурга.
Вторая часть подразумевает организацию скоростного (до 200 км/ч) сообщения с городами, где будут проходить матчи. «В большую часть городов срок доставки пассажиров будет составлять до пяти часов, что позволит использовать поезда с местами для сидения,— рассказывает собеседник «Ъ».— В те города, куда ехать дольше, будут запущены комфортабельные ночные поезда». Введение скоростных поездов, как уже показал опыт запуска «Сапсана» и «Аллегро», потребует выноса грузового движения с пути их следования. Но для чемпионата мира по футболу вынос движения будет носить скорее временный характер. «Концепция предусматривает усиление дублирующих путей, что обойдется не более чем в 10 млрд руб.»,— говорит источник «Ъ», утверждая, что дополнительных обходных путей не предусматривается.
Третий блок касается организации интермодальных перевозок, то есть транспортировки болельщиков от аэропортов к местам проведения матчей. «В Москве, Петербурге, Екатеринбурге и Сочи сообщение город—аэропорт либо уже функционирует, либо готовится к запуску,— поясняет собеседник «Ъ».— В концепции предложены маршруты строительства железных дорог к аэропортам Самары, Краснодара и других городов».
Заключительная часть проекта анализирует потребности железной дороги в подвижном составе. По словам источника «Ъ», кроме 54 поездов Desiro производства Siemens, которые уже будут в России к зимним Олимпийским играм в Сочи (сумма заключенного в 2009 году контракта составляет €586 млн), потребуется еще около 100 таких поездов. Большая часть из них будет произведена в России по программе локализации производства — так заложено в проекте, говорит собеседник «Ъ». Количество сверхскоростных поездов, основными производителями которых являются Alstom, Bombardier и Siemens, еще не определено. Общая стоимость проекта по организации скоростного железнодорожного сообщения для чемпионата мира также пока не определена. «Если государство примет решение строить все сверхскоростные ветки, итоговая цифра превысит 1 трлн руб.»,— отмечает собеседник «Ъ».
В ОАО РЖД комментировать проект отказались, но источник «Ъ» подтвердил, что концепция «находится у президента монополии» и в ближайшее время может быть обсуждена на научно-техническом совете. Окончательный вариант документа должен быть внесен в правительство в июле.
Принципиальным в утверждении итоговой схемы, скорее всего, будет являться вопрос об источниках финансирования. Нынешний проект концепции сверстан исходя из того, что основные деньги предоставит государство, отмечает собеседник «Ъ», близкий к разработчикам проекта. «У РЖД своих денег нет, а иные способы не позволят реализовать все планы до начала чемпионата»,— говорит он. Железнодорожные проекты для Олимпиады-2014 в Сочи государство финансировало прямыми дотациями в уставный капитал ОАО РЖД.
Но пока непонятно, как при этом будет учтена работа по проектам скоростного и сверхскоростного движения, которую уже ведет ОАО РЖД без привязки к чемпионату мира по футболу. В частности, речь идет о строительстве новой магистрали Москва—Петербург. Ее предполагается строить с привлечением частных инвесторов на основании контракта жизненного цикла. Но в рамках концепции, говорит источник «Ъ», никаких частных инвесторов не предусматривается — «потому что просто не успеем». «Невозможно установить такую цену билета, которая позволит при заявляемом пассажиропотоке чемпионата хотя бы на треть окупить затраты на инфраструктуру»,— добавляет Андрей Рожков из ИФК «Метрополь». Он уточняет, что спрос на отдельные скоростные маршруты будет и после чемпионата, но это позволит окупить вложения только за 25-30 лет. По его мнению, частные инвесторы могут поучаствовать в проекте лишь косвенно — например, если на него пойдут деньги от возможной приватизации ОАО РЖД.
Зато государство, отмечает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, будет стараться выполнить все обязательства к чемпионату мира — «и железнодорожники это понимают».